Эффективная работа институтов гражданского общества - залог успешного развития Приднестровского государства
Одной из приоритетных задач, стоящих сегодня перед
ведущими государствами мира и прежде всего Российской Федерацией,
является курс на развитие эффективных институтов гражданского общества.
Выступая на одном из международных гражданских форумов, Председатель
Совета Федерации, лидер политической партии «Справедливая Россия»
Сергей Миронов заявил: «Этап, когда государство и гражданское общество
рассматривались в России как оппоненты, преодолен. В современных
условиях общественные объединения - это нерв общества, связующее звено
между властью и конкретным человеком. Развитое гражданское общество
способствует открытости власти и является страховкой от ошибок и
нарушений, противодействуя таким негативным явлениям, как произвол,
невежество, безответственность, коррупция", - отметил лидер
«Справедливой России».
Необходимо признать, что за последние годы Российская Федерация
добилась существенных успехов в укреплении различных сегментов
гражданского общества и прежде всего: в правозащитном движении, в
развитии органов местного самоуправления, свободного
предпринимательства, партийной системы, автономных некоммерческих
объединений граждан. Результаты такой деятельности не заставили себя
долго ждать: повысилось доверие во взаимоотношениях российской власти и
граждан, Россия вплотную подошла к решению таких насущных проблем, как
коррупция в органах государственной власти, недостаточная эффективность
социальной сферы, монополизация экономики.
Очевидно, что задачи государственного развития заставляют и
Приднестровскую Молдавскую Республику вплотную подойти к стимулированию
развития гражданского общества. Тем более, что наличие дееспособных и
ответственных общественных объединений, органов местного самоуправления
и иных институтов гражданского общества действительно является
существенным фактором укрепления государственности Приднестровья.
Необходимо принять во внимание, что развитие структур гражданского
общества дает и вполне ощутимый экономический эффект. Сегодня, в
ведущих странах мира некоммерческий сектор формирует от 4-х до 15-ти %
ВВП. В основном эти показатели определяются весомым вкладом
общественных структур в оказание социальных услуг населению (правовая
помощь, уход за престарелыми, инвалидами, работа с детьми и молодежью,
развитие спортивной индустрии, координация деятельности экономических
агентов и т.п.) По состоянию на середину 2000-х годов, объем продукции
и услуг некоммерческих организаций Российской Федерации в 1,6 раза
превышал объем продукции всей легкой промышленности страны и был
сравним с объемом продукции отрасли «жилищное хозяйство».
Работа с общественным сектором занимает важное место и в перечне
действий российского правительства по преодолению последствий мирового
финансово-экономического кризиса. Так, посредством общественных
объединений в России реализуется значительная часть мер по снижению
незанятости населения, программы переобучения, по развитию молодежного
добровольничества движения и многое другое.
К сожалению, при формировании взаимоотношений между государством и
гражданским обществом в Приднестровье, мы продолжаем исходить из
устаревших административно-командных стереотипов. Для того, чтобы
решить какую-либо общественную проблему, мы предпочитаем создать или
усилить очередную чиновничью структуру, а не развивать общественные
коммуникации. Поэтому не удивительно, что бюрократический аппарат
республики разросся настолько, что его содержание является непосильной
ношей для экономики. При этом, в условиях отсутствия реального
общественного контроля, ощущается дефицит ответственности у
значительной части чиновничества.
Должно ли государство оказывать содействие становлению общественных
структур, которые, в конечном счете, возьмут на себя некоторые
контрольные функции по отношению к властным институтам? Опыт развития
Российской Федерации в этом направлении однозначно говорит о том, что
должно. От этого напрямую зависит эффективность работы государственного
аппарата. По примеру Российской Федерации, в Приднестровской Молдавской
Республике назрела необходимость в энергичных действиях по укреплению
институтов гражданского общества.
Для начала необходимо наладить эффективный диалог между государством и
всем спектром организаций гражданского общества. Для этого крайне важно
сформировать представительный республиканский орган общественных
объединений - Общественную Палату (Общественный Совет). Необходимо
стремиться к тому, чтобы этот орган был действительно авторитетным,
демократичным и самостоятельным, а не был встроен в структуру
определенной ветви власти. Поэтому, целесообразно обеспечить выборность
не менее половины членов Общественной Палаты (Общественного Совета)
общественными объединениями на местах, а также участие в определении
персонального состава общественного органа Главы государства. При этом
полагал бы, что первоочередной задачей Общественной Палаты (Совета)
Приднестровской Молдавской Республики должен быть отнюдь не контроль
над административными структурами. Для начала необходимо выработать
согласованный перечень вопросов для всех основных видов некоммерческих
организаций Приднестровья, актуальных и для государственных структур. В
рамках этого перечня целесообразно четко определить те сферы
общественно-государственной жизни, администрирование которых
государство намерено со временем делегировать общественным структурам
(например, социальное обслуживание населения); те сферы, которые в
среднесрочной перспективе останутся под государственным контролем, но
где будет усиливаться влияние общественных структур (вопросы развития
малого предпринимательства, местного самоуправления), и сферы, где
общественное присутствие будет осуществляться в ограниченном объеме
(оборона и безопасность). Такая четкая расстановка акцентов в
значительной мере снизит уровень недопонимания во взаимоотношениях
государства и гражданского общества.
Еще один очень важный вопрос развития общественного сектора, имеющий
безусловное значение для государственного строительства республики -
создание системы повышения квалификации специалистов в области
общественного и государственного управления. Некоторое время назад
осуществлялся эксперимент по созданию Государственного института
повышения квалификации специалистов Приднестровской Молдавской
Республики, в рамках которого предполагалось создание структурного
подразделения по вопросам государственного и общественного управления.
К сожалению, этот эксперимент приостановлен. Однако эта проблема
требует скорейшего решения, т.к. без повышения уровня компетентности
руководителей общественных формирований об усилении роли гражданского
общества говорить не приходится.
Решению актуальных вопросов, как государственного строительства, так и
развития гражданского общества, будет способствовать достижение большей
информационной открытости министерств, ведомств, государственных
администраций, органов местного самоуправления. Реальность такова, что
деятельность некоторых сугубо гражданских ведомств Приднестровья по
степени закрытости для общественности сегодня сравнима с министерствами
силового блока. Чиновники крайне неохотно идут на создание общественных
советов и включение представителей общественности в коллегиальные
структуры при органах управления. Это очень серьезная проблема, т.к.
мировой нормой сегодня является социальная мобильность между
гражданским сектором и государственными структурами. Именно из
общественных объединений, как правило, черпаются наиболее перспективные
кадры для государственных и муниципальных структур, именно в
общественных объединениях продолжают свое социальное служение многие
чиновники после ухода с государственной службы. Но как наладить эту
социальную мобильность, когда между государственными структурами и
общественными институтами сегодня существует непроницаемая
информационная стена. Доходит до того, что даже региональные советы
народных депутатов, которые, казалось бы, плоть от плоти общественные,
при рассмотрении вопросов, имеющих принципиальное значение для
гражданского общества, отказываются допускать на свои заседания
руководителей общественных объединений. Эта ситуация, например,
проявилась при рассмотрении законопроекта «Об Общественной палате
Приднестровской Молдавской Республики», предложенного Верховным
Советом.
Реальность такова, что в настоящее время в системе исполнительных
органов государственной власти именно Президент Приднестровской
Молдавской Республики является наиболее открытым должностным лицом в
информационном плане. Чиновники более низкого уровня, вероятно, считают
информационную работу с общественными структурами нестоящей должного
внимания.
Для того чтобы достигнуть прорыва в информационном взаимодействии,
целесообразно задуматься о новых подходах к информационной работе - к
примеру, рассмотреть вопрос о создании единого Интернет-портала для
органов государственной власти республики, при этом существенную помощь
оказало бы тщательное изучение опыта работы пресс-центра Правительства
Российской Федерации.
Для расширения возможностей институтов гражданского общества
действительно важно способствовать укреплению их материальной базы.
Государству надо бы пересмотреть отношение к общественным организациям
с точки зрения налогообложения. Общественные объединения не должны
платить налог на доходы организации по той же ставке, что и
коммерческие структуры. Ведь доходы общественных объединений не могут
перераспределяться между учредителями, а должны расходоваться только на
благотворительную деятельность и подобные же уставные цели. Таким
образом, уравнивая в плане налогообложения общественные структуры с
предприятиями, государство лишает себя резерва социального развития и
ликвидирует стимулы для экономической деятельности общественного
сектора. Последняя могла бы стать составной частью всей экономики
Приднестровья.
Развитие институтов гражданского общества и осуществление успешного
государственного строительства предполагают повышение роли органов
местного самоуправления в регулировании социально-экономических
процессов. Вероятно, пришло время, по примеру Российской Федерации,
четко обозначить, что органы местного самоуправления в пределах своих
полномочий самостоятельны и не входят в систему органов государственной
власти. Это позволило бы повысить самостоятельность региональных
советов народных депутатов. Ведь не секрет, что в последнее время
городские и районные советы превратились в своеобразные «филиалы»
Верховного Совета, которые в своей деятельности действуют в большей
степени с оглядкой на парламентариев, чем на волю избирателей. Кроме
того, назрела необходимость расширить полномочия органов местного
самоуправления в отношении контроля над местными чиновниками.
Безответственность местных начальников является причиной многих
актуальных проблем. Ведь неэффективная работа управлений ЖКХ, народного
образования, социального обеспечения, транспорта и торговли вызывает у
граждан наибольшие нарекания. Вместе с тем, повлиять на работу
сотрудников этих управлений гражданское общество практически не имеет
возможности. Если будет введен механизм ответственности
госадминистраций перед советами, то возможности влияния народа на
нерадивых чиновников существенно расширятся. Было бы целесообразным,
чтобы региональные советы получили право объявлять вотум недоверия
соответствующему главе администрации и ставить вопрос об его
освобождении от должности перед Главой государства.
Развитие институтов гражданского общества самым непосредственным
образом взаимосвязано с решением вопросов государственного
строительства. Сегодня вопрос стоит именно так: если будут эффективно
работающие институты гражданского общества - значит, будет успешное
развитие государственных институтов. Российская Федерация уже накопила
достаточно большой позитивный опыт в реализации этого принципа, которым
можно с успехом воспользоваться. Пришло время обратить пристальное
внимание на эту тему и Приднестровскому государству.
Олег Смирнов, Председатель Патриотической партии Приднестровья