- Олег Игоревич, прежде всего вопрос о названии блока. Почему
политическое объединение получило название «Социал-патриотический блок»?
- При выборе названия нашего объединения мы стремились
подобрать словосочетание, которое наиболее точно отражало бы
идеологические принципы партий - учредителей.
Самыми важными принципами и для «патриотов» и для «республиканцев»
являются патриотизм и социальная справедливость. Кроме того, мы
считаем, что эти начала являются наиболее актуальными для внедрения в
систему управления нашим государством. К сожалению, сегодня для
основной массы чиновников это больше красивые лозунги, чем руководства
к действию, и о патриотизме слышно, в основном, лишь в контексте
вопросов воспитания молодежи. Экономическая и гуманитарная политика
Приднестровского государства в этом смысле, на наш взгляд, недостаточно
патриотична.
К сожалению, при выработке антикризисных мер приднестровские
производители так и не получили серьезной защиты от иностранных
конкурентов на отечественном рынке; не разработаны программы
государственной поддержки приоритетных отраслей приднестровской
экономики (аграрного сектора, перерабатывающей промышленности, швейного
производства и др.). Эта ситуация в значительной степени абсурдна и
неприемлема, поскольку экономическая политика Приднестровского
государства должна, прежде всего отстаивать интересы отечественного
производства, т.е. и быть, в полном смысле этого слова, патриотичной.
В последнее время у нас довольно много говорится о роли Православия для
нравственного воспитания молодых приднестровцев, разработан даже
специальный учебный курс «Основы Православной культуры» для школьников.
Однако, дальше слов дело не пошло. Внедрение программ по православному
просвещению, по сути, переложено на плечи Православной церкви и самих
граждан. Государство не выделяет необходимых средств на организацию
обучения педагогов по этому предмету, нет средств на издание учебной и
методической литературы. Конечно, экономический кризис объективно
затрудняет решение этой проблемы, но если мы говорим о том, что это
приоритет нашей образовательной политики, то должны изыскивать ресурсы
для его осуществления, в том числе и за счет оптимизации существующих
расходов. В конце концов, на ЕГЭ средства почему-то находятся, а на
«Основы Православной культуры» - нет.
Злободневность принципа социальной справедливости проявляется в том,
что в нашем государстве сегодня не делается никаких различий между
благополучными и социально незащищенными гражданами. Ко всем
применяется один и тот же уровень налогообложения, единые условия
предоставления медицинских услуг, образования и т.п. Мы считаем этот
подход не справедливым.
Уровень налогообложения граждан (как и предприятий) должен зависеть от
их доходов. Чем выше доходы - тем выше налоги, и тогда будет обеспечено
более-менее равновесное состояние общества. Сверхприбыли предприятий
должны облагаться особым налогом и расходоваться на социальные
программы. Кроме того, обеспеченные слои населения должны легально
оплачивать более высокий уровень социальных услуг, которые они на
практике получают. Для этого необходимо ввести такие формы социального
взаимодействия как, например, добровольное медицинское страхование.
Еще один очень важный для нас принцип - это свободное развитие
гражданского общества. Мы считаем, что многие проблемы нашей республики
обусловлены всевластием бюрократического аппарата и недостаточным
развитием институтов гражданского общества (общественных объединений,
независимых СМИ, органов местного самоуправления). Для того, чтобы
оптимизировать чрезмерные государственные расходы, стимулировать
развитие институтов гражданского общества, ряд административных
полномочий (в сфере народного просвещения, социального обслуживания
граждан, правозащитной деятельности и т.п.) должны быть переданы
общественным объединениям. И это не наше изобретение, так живет весь
мир. Государство должно заниматься лишь теми вопросами, которые никто,
кроме него, не может выполнить.
Таким образом, название нашего блока можно интерпретировать так: больше
патриотизма, больше социальной справедливости, больше гражданского
участия!
- Каковы причины создания Республиканского Социал-патриотического блока?
- Одной из функций политической партии является участие в
управлении государством посредством выработки и реализации программ
развития тех или иных сфер общественной жизни. При этом, чем выше
организационные возможности партии, тем лучше она может выполнять свое
предназначение.
У нас организационных возможностей некоторых политических партий
хватает зачастую только на то, чтобы заниматься исключительно критикой
действий властных структур, не предлагая ничего взамен. У многих партий
нет необходимых кадровых ресурсов, способных обеспечить разработку
широкого комплекса актуальных программ, не получается взаимодействие с
различными уровнями власти, не хватает информационных возможностей для
обеспечения своей деятельности.
При этом, как ни парадоксально, сложившаяся ситуация является вполне
закономерной - ведь 10 официально зарегистрированных политических
партий для Приднестровья многовато. Распыление ограниченных ресурсов
усугубляет и без того серьезное положение нашей партийно-политической
сферы, являющейся одним из важных атрибутов государственности.
Решив создать политический блок, Патриотическая и Республиканская
партии пошли по пути объединения своих ресурсов в целях расширения
возможностей. При этом мы показали, что отстаивание политических
амбиций для нас не являются приоритетом. Главным для нас является то,
что благодаря расширившимся возможностям мы создадим политическое
объединение, способное взять на себя ответственность за развитие
Приднестровской Республики в полной мере.
Еще одна из причин создания Социал-патриотического блока состоит в
стремлении вернуть общественным организациям возможность активного
участия в выработке управленческих решений государственных институтов.
К сожалению, в последнее время властные структуры отдалились от
общественных объединений, сформировавших основы Приднестровского
государства. Эта ситуация тревожна и деструктивна для развития страны.
Для ее выравнивания мы намерены привлечь в состав блока
патриотически-ориентированные общественные организации. В рамках
Социал-патриотического блока они сохранят свою самостоятельность, но в
тоже время получат возможность большего влияния на властные решения.
Общими усилиями мы отстоим интересы гражданского общества и создадим
действенный механизм для продуктивного диалога органов власти и
общественных объединений граждан.
- Изменится ли что-либо в функционировании партийных организаций ППП в связи с созданием Социал-патриотического блока?
- Безусловно, изменится. Необходимо четко
осознавать, что, заключив Соглашение о создании Республиканского
Социал-патриотического блока, мы взяли на себя определенные
обязательства пред партнерами из Республиканской партии (как и они
перед нами).
Учредители блока обязались координировать друг с другом действия в
рамках избирательных кампаний, согласовывать свои взаимоотношения с
органами государственной власти, а также осуществление международной
деятельности.
Создав политический блок, мы поставили пред собой единые задачи,
первейшая из которых - расширение представительства
социал-патриотических сил в органах местного самоуправления. Для
достижения этой цели мы должны не только координировать свои действия,
но и осуществлять совместные акции.
Одним из первых таких мероприятий, вероятно, станет разработка программ
развития регионов Приднестровья, к реализации которых мы приступим по
итогам муниципальных выборов. Еще одно важное мероприятие -
выстраивание совместной информационно-просветительской работы с
гражданами. Ведь сегодня под влиянием мощного пропагандистского
прессинга населению очень сложно разобраться в действительной сути
явлений, происходящих в приднестровском обществе. Представители нашего
блока должны дойти до каждого трудового коллектива, общественной
организации с тем, чтобы донести полную и объективную информацию об
истинных причинах резкого снижения объемов производства, политического
обострения, социального расслоения в Приднестровье.
Успех этих и других мероприятий будет во многом зависеть от того,
насколько эффективно мы сможем объединить ресурсы наших партий. Самый
главный ресурс - это люди. В связи с этим нам необходимо выработать
единые стандарты работы с активистами партий, первичными отделениями,
осуществления агитационно-массовой работы.
Для того, чтобы все намеченное было выполнено, очень важно выстроить
оптимальные взаимоотношения между структурными подразделениями обеих
партий на горизонтальном уровне. Под оптимальными отношениями
подразумевается информационная открытость, взаимопомощь, равноправие,
коллегиальность в принятии решений при безусловной нацеленности на
результат.
Особую ответственность на наши действия налагает то, что создание
Социал-патриотического блока является одной из первых попыток создания
подобного межпартийного объединения в Приднестровье. Поэтому от того,
насколько успешно мы справимся с этой задачей, зависит не только
будущее наших политических сил, но и в значительной мере дальнейший ход
развития партийно-политической системы республики.
- Как известно, первым этапом интеграции социал-патриотических
сил Приднестровья стал Межпартийный Консультативный совет, учрежденный
в марте 2008 года. Что ожидает этот орган в связи с созданием
Социал-патриотического блока?
- Объединение Патриотической и Республиканской партий
Приднестровья в Социал-патриотический блок обусловит серьезные
трансформации в работе Межпартийного совета. Совместно с партнерами из
ПРП мы намерены сделать все возможное для того, чтобы Совет стал одним
из основных центров выработки актуальных практических инициатив по
развитию Приднестровской Молдавской Республики.
В связи с этим будет расширен состав участников МКС. В ближайшее время
приглашения по участию в его работе будут направлены ряду политических
объединений левого фланга, пока не принимающих участия в работе
Межпартийного совета.
Существенной корректировке подвергнется формат работы МКС. Мы
предполагаем создать в рамках Совета два уровня сотрудничества. Первый
из них - экспертные «круглые столы» по обсуждению наиболее острых
проблем социально-экономического и политического развития республики.
Планируется, что эта форма работы будет осуществляться в постоянном
режиме. Эксперты политических партий будут регулярно встречаться для
обсуждения наиболее злободневных вопросов и выработки механизмов
решения этих вопросов. Для участия в экспертных советах будут
привлекаться государственные чиновники, журналисты, представители
заинтересованных общественных организаций. Таким образом, в составе МКС
будет создан аналитический центр по проблемам развития Приднестровья.
Вторая форма работы МКС - Политическое совещание руководителей
политических партий. Мы предлагаем лидерам левоцентристских партий
совместно обсуждать наиболее значимые политические события в нашей
республике и за ее пределами, совместно вырабатывать решения по
вопросам, имеющим взаимный интерес.
В общем, мы постараемся сделать так, чтобы Межпартийный консультативный
совет был центром консолидации прогрессивных сил республики и в
дальнейшем.
Редакция газеты «Патриот»
|