Уже давно не утихают споры по поводу снижения возрастного ценза для
молодых избирателей с 18 до 16 лет. Те, кто считают, что данное
нововведение необходимо и целиком оправданно, мотивируют тем, что
интересы несовершеннолетних - практически четверти населения
государства - напрямую не представлены в избирательной системе. Сейчас
практически повсеместно активным избирательным правом пользуются
граждане, достигшие 18 лет. Очевидно, и этот ценз нельзя считать
окончательным.
Существует немало примеров, когда избирательным правом наделены
лица, достигшие 16 лет, а кое-где поговаривают и о более раннем
возрасте. Так, в Швеции правом выбора, наделены лица в возрасте 17
лет, а в Бразилии с 1988 г. уже 16-летние граждане становятся
избирателями.
Проблема изменения возрастного ценза в России для участия в выборах
решается в течение более ста лет. Лучшие умы человечества занимались
этой проблемой. В 1905 году великий русский ученый Д. И. Менделеев
высказался об избирательном праве детей и политическом
представительстве их интересов - некоем детском цензе для депутатов
Государственной Думы. Вскоре замечательный польский педагог и писатель
Януш Корчак охарактеризовал положение детей как "закрепощенного класса"
и впервые ввел понятие социальной, политической и гражданской
равноценности ребенка и взрослого. В последние годы эта идея вообще
приобрела достаточно массовое звучание. В США действует Ассоциация за
избирательное право детей, в Германии за те же цели борется молодежная
группа, которая довела проблему до обсуждения в бундестаге. В
избирательных системах мира существует понятие «возрастной ценз».
Причём, упоминая о возрастном цензе, юристы указывают, что возрастной
ценз может быть нижним и верхним. В разных странах мира он определён
по-разному - от 16 до 21 года. Именно в этом возрасте житель той или
иной страны получает одно из важнейших гражданских прав - право выбора.
С этого момента он становится полноценным гражданином.
В Российской Федерации, как и в Приднестровье, избирательное право для
молодых людей наступает с 18 лет. Новым законопроектом предполагается
внести изменения в отдельные законодательные акты по вопросу участия
граждан, достигших возраста 16 лет, в выборах Президента Российской
Федерации, депутатов Государственной Думы и при проведении
референдума. На данный момент ситуация такова, что, кроме участия в
выборах, несовершеннолетние граждане в возрасте до 18 лет лишены права
быть членами избирательных комиссий даже с правом совещательного
голоса, участвовать в сборе подписей избирателей и оформлении
подписных листов в поддержку Президента, в поддержку выдвижения
федерального списка избирателей и участников референдума, привлекаться
к предвыборной агитации.
В связи с этим, журналисты, юристы, политологи мира неоднократно
выступали с идеей снижения избирательного ценза. Их аргументы
базировались на том, что человек в 18 лет не отличается радикально по
своему мировоззрению и умственным способностям от молодого человека
шестнадцати лет. Опрос российских школьников показал, что они вообще
хотели бы снизить возрастной ценз на выборах до 14 - 15 лет.
Практикующиеся в различных регионах России, а также в Приднестровье,
игры «школьных парламентов» и «президентов школы» давно пристрастили
учащихся к избирательной культуре - по крайней мере, им не надо
объяснять, что такое волеизъявление, бюллетень, урна для голосования и
каким образом необходимо голосовать. Приходится только приветствовать и
удивляться уровню политической подкованности и политической
осведомлённости подрастающего поколения. Учитывая сложную политическую
ситуацию в Приднестровье, уровень политизированности молодежи в нашей
республике намного выше, нежели в соседних странах. Таким образом, если
будет поднят вопрос о снижении избирательного ценза в Приднестровье,
уровень политической культуры молодежи республики сможет подняться на
более высокий уровень. Тем более, что, если применить пример
Российской Федерации в Приднестровье, ситуация складывается
аналогичная: как и в России, в нашем государстве уголовная
ответственность наступает с 16 лет, а в отдельных случаях и с 14. В то
же время паспорт гражданина ПМР является основным документом,
удостоверяющим личность, паспорт обязаны иметь все граждане республики,
достигшие 16-летнего возраста и проживающие на территории
Приднестровья. Срок действия паспорта при получении с 16 лет
сохраняется до 25 лет.
Таким образом, происходит некое двоякое толкование: с одной стороны все
вышеперечисленные права наступают с 16 лет, а избирательное право - по
достижении 18 лет. У человека есть паспорт, он может участвовать в
экономических процессах, в том числе, работать и зарабатывать,
распоряжаться своим заработком и имуществом. Но принимать полноценное
участие в решении тех вопросов, которые касаются всего общества и его,
как члена общества, не дозволено.
Но для того, чтобы перейти на более высокий уровень политической
культуры, надо во власти и в обществе создать очень серьезные,
фундаментальные основы. Прежде всего, с точки зрения развития общей
культуры, правовой культуры, в частности, обеспечить полностью
реализацию прав и свобод гражданина в деятельности всех структур
власти. Чтобы человек не боялся идти к чиновникам, а знал, что в любом
случае будет защищен, его права будут обеспечены. Для любой страны -
это серьезная задача, которая носит общегосударственный характер.
Самый распространенный сейчас возраст, по достижении которого человек
становится избирателем - 18 лет. Он значительно уменьшился с тех пор,
когда возрастные ограничения были впервые введены в демократических
странах. Первой в 1946 году снизила возрастные ограничения с 21 года до
18 лет Чехословакия. Большинство стран снизили возрастную планку на три
года в 70-80 годах прошлого столетия. Поэтому с 18 лет сейчас можно
голосовать практически везде, но в ряде стран, к примеру, в Малайзии,
Сингапуре, на Соломоновых островах, избиратели по-прежнему должны быть
не моложе 21 года.
Безусловно, каждая из сторон имеет массу доводов и аргументов,
подтверждающих правильность своей точки зрения. Но неоспоримым остается
тот факт, что общество предъявляет огромные требования к молодежи, и
в то же время препятствует полноценному волеизъявлению юных граждан.
Быть может, именно доверия со стороны властей по отношению к молодежи и
не хватает для решения самых злободневных проблем нашего общества.
Виктория Паламарчук
|