В Приднестровье все готово к референдуму. Проходящие здесь в течение
почти всего 2009 года споры и политические баталии так или иначе
касались возможных (или необходимых) перемен, которые следует
произвести в том числе и в самых высших структурах, чтобы республике
легче дышалось и работалось, чтобы ей не мешали нелепые разногласия и
прочая межведомственная мура, чтобы республика стала еще ближе к
России. Когда такие цели и перспективы, то борьба за власть -
недостойное занятие. Эта идея витала в течение года над всем
Приднестровьем, над теми очагами, где кипели в основном скрытые
страсти. Лишь однажды кое-что вырывалось наружу - отставка спикера ВС
Шевчука, готовый было взбунтоваться высший законодательный орган
Приднестровья, привычные возгласы общественников «не позволим», «за что
боролись!», слухи и теоретизирования по поводу сил внутренних и сил
внешних, способных наделать либо несусветных бед в республике, либо от
злобы своей сорвать референдум.
Сейчас в Тирасполе относительная тишина. Плебисцит, надо думать,
состоится, нужные «да» от приднестровского избирателя будут получены:
здешний избиратель особого замеса, он скажет «да», если впереди
замаячит пусть даже самая слабая надежда на лучшую жизнь. Для него же
вопрос «вы за сближение с Россией?» кажется нелепым. Ему не на кого
больше рассчитывать. Западников он не понимает, хоть и завидует им.
Украина, хоть и близко, но она опасна, «как сумасшедший с бритвою в
руке» - непонятно куда двинется ощупью и кого зацепит. Молдова -
становится все больше чужой, а восьмилетняя кишиневская дурь,
процветающая там под коммунистическими стягами, убедила самых последних
приднестровских мечтателей - не мечтайте о советском варианте
безмятежной жизни двух берегов; общее у них одно - река, которая...их
же и разделяет.
Относительная тишина нарушается и еще, безусловно, будет нарушаться
(времени до конца зимы 2010 года навалом) различными оценками «текущей
ситуации» и едва ли приятными для инициаторов плебисцита прогнозами.
Это, признаться, нервное. А нервничать причины есть. Одна общая для
всех - частые референдумы, как частые признания в любви. Они
настораживают: ты и вчера говорил, что любишь, уж не случилась ли с
тобой неприятность какая, милый?
В Тирасполе количеством советов с приднестровцами гордятся. Есть даже
посвященная такому взаимодействию сторон брошюра - в таком-то году по
такому-то поводу получены такие-то ответы. И правильно. Власть должна
знать мнение народа и советоваться с ним. Сентябрьский референдум 2006
года о независимости ПМР, ну, и о сближении с Россией, вызвал вопросы.
Нет, не по проведению, не по подсчетам голосов и по прочим положенным в
таких случаях процедурам. Зачем было еще раз собирать голоса за
независимость ПМР, если уже однажды собирали и если практически каждый
день в течение двадцати лет республика просыпается и ложится с лозунгом
о свободе, завоеванной в боях 1992 года, о государственности ПМР и о
единстве Приднестровья с Россией? Честный ответ на этот вопрос удручал
еще больше, навязчивых признаний в искренних чувствах приходилось
стыдиться. Тот референдум был ничем иным, как «ответным ударом» на
кишиневский документ от июля 2005 года о принципах и условиях
урегулирования, который окончательно закрепил унитарный характер РМ.
По-простому - фиг вам кишиневский, приднестровцы, не федерацию,
конфедерацию, государство общее или какой-то там союз государств:
особой статус региона и ни каплей больше!
Приднестровцы ответили референдумом, хотя закон от 2005 года относился
к проблемам внутрипартийной борьбы с РМ и не имел никакого
практического значения для продолжения или возобновления переговоров по
условиям приднестровского урегулирования. Воронину надо было показать
единство политического класса РМ. И не более того. А едины молдавские
политики во мнениях по двум проблемам - приднестровской (надо
Приднестровье победить) и европейской (надо вступить в ЕС). То есть на
удары палкой по штакетнику приднестровцы пальнули из всех дробовиков.
Проверили свои организационные мощности и народную волю? Очень может
быть - и такое надо иногда делать. Но потом выяснилось, что
поторопились со своими действиями. Кишинев плохо, с точки зрения
перспектив переговоров, поступил, приняв в одностороннем порядке закон,
поскольку фактически превратил эти переговоры в пустое занятие. Он же,
кстати сказать, тем самым и заблокировал работу переговорщиков в
формате «5+2». Им после июля 2005 года говорить не о чем. И если бы
Тирасполь остался на прежних своих позициях, т.е. досентябрьских 2006
года, то получил бы весомое моральное на длительное время преимущество,
оставаясь сторонником неторопливых «поисков разумных компромиссов о
вариантах жизни двух берегов Днестра».
Новый референдум, даже если он крайне необходим для налаживания
внутренний приднестровской жизни, все-таки тоже имеет элементы чужой и
не очень продуманной игры. Или той игры, которая призвана исправить
чьи-то прежние ошибки. Следы их можно попытаться поискать в причинах
плохой реализации плана «Жуков-Смирнов». Документ не работал или плохо
работал и до сих пор был неэффективен, потому что ранее задуманная идея
начать Москве взаимодействовать с Приднестровьем как с одним из
регионов РФ наткнулась на неожиданное препятствие: разные
законодательные базы России и Приднестровья. Поиск выхода из положения,
т.е. выведение ПМР на российские стандарты получил, было, в республике
реальные очертания. Здесь началась работа по «выравниваю дороги из
Тирасполя в Москву». Но вмешалась прошлогодняя война на Кавказе, вернее
ее политические последствия для России. Оказалось, что заявления Москвы
о невозвратном решении признать независимость Южной Осетии и Абхазии
влекут за собой массу долгосрочных политических проблем. А тут
Приднестровье, стоящее в очереди за признанием. Тогда-то и было
принято решение, скажем так, о начале процессов, подготавливающих ПМР к
вхождению в состав РФ, для чего и была задумана конституционная реформа
по гармонизации Основных законов РФ и непризнанной ПМР.
Это всего лишь версия. Однако недавние заявления Смирнова о том, что
Приднестровье является готовым российским регионом, дают повод
поразмыслить. Они же дают поводы и для нервозности в Приднестровье.
Похоже, приходит понимание, что на референдум идти надо, а также, что
«конституционное сближение Приднестровья с Россией» ничего в ближайшем
будущем республике не даст. И такой вот пока следует вывод: Россия едва
ли признает ПМР, вряд ли пустит ее в свой состав, но Россия никогда
Приднестровье не бросит; ближайшая судьба непризнанной республики -
быть форпостом России, оберегать «русский мир» на берегах Днестра,
оставаться передовой линией, куда всегда подвозят патроны, почти всегда
горячую еду, периодически посылают концертные бригады для поддержания
духа и иногда награды особо отличившимся в... Москва не знает, что еще
предложить Приднестровью. Тирасполь не знает, что дальше.
... Есть и «партийные причины» для нервозности. В Тирасполе уже вслух
посчитали, сколько приднестровских партий поддержат президента Смирнова
- главного инициатора «пророссийской конституционной реформы» в ходе
очередного референдума. Все чаще звучит и мнение, что результаты
референдума (состоится ли он и какие даст результаты) во много
определит его политическую судьбу. По одному из подсчетов выходит так:
таких партий в Приднестровье практически нет, за исключением одной
маломощной, значит, и президентским его срокам приходит конец.
Еще одна война? Заговор против Смирнова, которого кто-то затеял ударить
его же оружием (ты хочешь референдум - ты его получишь)? Похоже, но не
так. Повторимся: референдум будет, его результаты не ввергнут в шок
республику. Опять же - Россия не позволит, хотя будто бы от ее имени
уже слышны недоуменные вопросы мелких дипломатов в адрес
приднестровского истеблишмента: вы в своем уме, в Россию захотели!?
Россия, конечно, край своеобразный. Своеобразный еще и тем, что в
критическую минуту своего не упустит. А в Приднестровье у нее все свое,
так уж случилось, даже воздух, где витают разные идеи. Как только
бывший министр иностранных дел ПМР Лицкай, приехав в очередной раз из
Москвы в растрепанных чувствах, заявил, что республика теперь (или вот
теперь-то и после всего) будет проводить многовекторную внешнюю
политику, его сняли с работы. Москва ему много чего прощала и на
многие повадки Лицкая закрывала глаза. Этого не простила. И не надо
фантазий.
А вот о партийных делах в ПМР поговорить стоит. В них все довольно
просто. Есть отношение Смирнова к различного рода партийным
организациям. Откровенное пренебрежение к ним, безусловно, связано с
пренебрежением к КПСС. Причин много. Смирнов из того племени «красных
директоров», которое ненавидело коммунистов (а другой партии не было)
из-за их желания руководить всем, вплоть до производства презервативов.
Ненависть была основана и на том, что именно дураки от КПСС лезли во
все производственные дела (умный-то не полезет), именно они мешали
работать, и именно их Смирнов и его товарищи по большому советскому
производству считали главной бедой Советского Союза. Отмечая в конце
90-х пятилетний юбилей образования ОСТК, Смирнов спросил: «Ну, и где
все эти партии, поднимавшие народ. Трудовые коллективы явились основой
для создания ПМР».
Смирнов по-прежнему против проведения выборов по партийным спискам. Его
любимая фраза: любая партия, придя к власти, стремится заменить
Конституцию страны своим уставом. Смирнов в ходе подготовки к
учредительному съеду Республиканкой партии ПМР пресек попытку вручить
ему партбилет N. 1. Тогда же он сказал в ответ на упреки, что некоторые
организации покупают себе голоса избирателей продуктовыми подарками: не
надо мне жаловаться, поймайте за руку - будем разбираться. Все поняли,
что намек был в адрес «Обновления». Не все тогда поняли главного. А на
съезде «обновленцев» он предупредил лидеров партии и их сторонников:
помните о судьбе КПСС - ее погубил политический монополизм и жадность.
Смирнов предпочел оставаться над партийной схваткой и всенародным
лидером. До сих пор ему некоторые партийные лидеры этого простить не
могут. Понятно - какая это удача, когда президент член партии.
Все они - и Смирнов, и представители партий отдают себе отчет в
главном: появление в республике такого немыслимого числа политических
формирований (десять на триста тысяч избирателей) результат, так
сказать, внешнего заказа: а демократизируйте-ка свое общество, а
создайте-ка у себя политические организации, а покажите-ка природную
толерантность приднестровского народа... И насоздавали. Партий много -
идеология одна. Все за государственность ПМР, и все из своих партийных
кабинетов претендуют на власть. Бардак - не иначе. Бывший «красный
директор» Смирнов этого никак не мог принять и до сих пор не может. Да,
быть может, он уже и барином стал (ну, не сам же старался и не без
окружения в том числе и партийного), и засиделся, быть может, в
президентском кресле, и поднадоел кому-то или многим. Считать же, что
у него нет сторонников - дело ненадежное. Хотя бы потому, что замены
ему пока не видно. Проведи сейчас, в этом году, сегодня президентские
выборы в ПМР, да такие, чтобы Смирнов в них не участвовал. Что будет?
Будет межпартийная возня за власть. И не более того. Приднестровье,
конечно, ее выдержит, переживет и устоит от предвыборных «даешь»,
«навсегда», «никогда», «лучше смерть..»... Опять же Россия поможет. Но
стыда потом не оберешься.
Владимир Цеслюк,
политический обозреватель агентства НИКА-пресс
|