Статистика |
Онлайн всего: 10 Гостей: 10 Пользователей: 0 |
|
Главная » 2009 » Сентябрь » 21 » Новая Конституция ПМР и интересы гражданского общества
15:53 Новая Конституция ПМР и интересы гражданского общества |
Выступление Координатора СПБ, Руководителя
Исполкома ППП Игоря Иваненко на заседании Высшего совета
Социал-патриотического блока 18 сентября 2009 года
Уважаемые однопартийцы, коллеги по Социал-патриотическому блоку!
Выработка единой и консолидированной позиции всех членских организаций
Социал-патриотического блока по проекту новой Конституции имеет большое
значение для эффективного участия нашего политического объединения в
конституционной реформе. При этом, вероятно, наша позиция должна
заключаться в отстаивании коренных интересов гражданского общества, о
которых сегодня уже говорилось.
Мы должны продвигать конституционные поправки, которые направлены на
расширение прав и свобод граждан, на укрепление демократических основ
государства, на повышение ответственности органов государственной
власти перед народом. В то же время, мы не должны замалчивать и
недостатки конституционного проекта, которые направлены на облегчение
жизни для приднестровского чиновничества и на умаление прав
гражданского общества.
Наша позиция относительно новой Конституции должна быть аргументированной и предельно понятной для простых граждан.
Справедливости ради, я хотел бы сказать, что обсуждение проекта новой
редакции Конституции Приднестровской Молдавской Республики в рамках
нашего блока уже началось. Соответствующие дискуссии прошли на уровне
рабочих органов ППП и ПРП, обмен мнениями состоялся в Руководящем
комитете СПБ, кроме того, в адрес РК поступили предложения по
корректировке проекта со стороны координационных советов общественных
организаций городов Тирасполь и Дубоссары, а также Слободзейского
района.
Несмотря на некоторые различия в оценке конституционного проекта, для всех этих дискуссий характерен ряд общих позиций.
Первое, что можно отметить, это признание основной частью членских
организаций блока того, что совершенствование Основного закона ПМР
действительно назрело. Это определяется, прежде всего, несовершенствами
в функционировании государственной системы во время политического
противостояния в марте - июле 2009 года. Кроме того, для ведущих
общественных объединений республики сегодня очевидно, что одним из
источников социально-экономических и политических проблем Приднестровья
является недостаточная ответственность органов государственной власти
перед гражданами, причем как законодательной, так и исполнительной
власти.
Вторая принципиальная позиция заключается в том, что в целом
разработанный Государственной конституционной комиссией законопроект
отличается в лучшую сторону по сравнению с действующей редакцией
Основного закона.
Важное и прогрессивное нововведение вносятся в раздел Основы
конституционного строя. В соответствии со статьей 4 новой редакции
Конституции Приднестровская Молдавская Республика будет провозглашена социальным государством. Это
означает, что государство признает то, что его основным предназначением
является служение обществу и стремление исключить или свести к минимуму
неоправданные социальные различия.
Прогрессивность новой Конституции также проявляется в расширении прав и
свобод граждан. Так, например, статья 17 Конституции дополняется нормой
о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Статья 30 Конституции также дополняется нормами о том, что граждане
Приднестровской Молдавской Республики имеют право обращаться лично, а
также направлять индивидуальные и коллективные обращения в
государственные органы и органы местного самоуправления, все граждане
республики имеют равный доступ к государственной службе.
Статья Конституции, регламентирующая права граждан в экономической сфере, дополняется очень важной нормой о том, что не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Однако наиболее серьезные и позитивные изменения вносятся в раздел, регламентирующий вопросы государственного управления.
Важным является выделение Президента из исполнительной ветви власти и введение Правительства Приднестровской Молдавской Республики.
Политическая необходимость выделение Президента из исполнительной ветви
власти вытекает, прежде всего, из того, что в государстве должен
быть авторитетный арбитр, который, не относясь ни к одной из ветвей
власти, обеспечивает их согласованное функционирование. У
Президента должны быть полномочия оперативно выводить государственную
систему из возможных тупиковых ситуаций, подобно той, что возникла в
Приднестровье весной 2009 года. Тем самым этот арбитр обеспечивает
необходимое единство государственной власти в условиях разделения
властей.
Новый подход к пониманию сути полномочий Президента заключается в
том, что он призван обеспечить ответственность всех ветвей власти
перед гражданами. Для этого у Президента появляются соответствующие
полномочия: право роспуска Правительства и Парламента.
По новой редакции Конституции ПМР Президенту предоставлено право
использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий
между органами государственной власти Приднестровской Молдавской
Республики.
По мнению значительной части общественных объединений,прогрессивным являетсятакже введение двухпалатного Парламента.
Это позволит лучше представлять в Парламенте интересы регионов,
учитывая в законотворческом процессе их особенности. Также эта система
позволяет верхней палате выполнять в государстве стабилизирующую роль,
«шлифовать» нормативные акты, вышедшие из стен нижней палаты, не
допуская принятия сомнительных законов, тем самым уменьшаются и
основания для противостояния между ветвями власти.
Безусловный позитив имеет закрепление нормы о том, что все
депутаты Законодательного Совета работают на постоянной
профессиональной основе, а также запрет для депутатов на вхождение в
руководящие органы и наблюдательные советы коммерческих организаций.
Нахождение депутата Законодательного Совета на неоплачиваемой должности
в коммерческих организациях рассматривается общественными объединениями
как скрытая форма лоббирования интересов коммерческих структур в ходе
законодательного процесса.
Вероятно, одним из главных достоинств новой редакции Конституции является учреждение
постоянно функционирующего Правительства Приднестровской Молдавской
Республики, ответственного как перед Президентом, так и перед
Парламентом. Это должно существенно повысить ответственность за
свою деятельность руководителей министерств и ведомств, улучшить
скоординированность работы исполнительных органов государственной
власти.
Позитивным изменением, вероятно, является расширение полномочий региональных советов (собраний) народных депутатов.
Назначение глав городских и районных администраций Президентом
республики с согласия депутатских собраний должно повысить
ответственность перед гражданами не только глав, но и служащих
муниципальных управлений, деятельность которых вызывает наибольшие
нарекания у населения.
Вынесенный на всенародное обсуждение законопроект имеет еще ряд
положительных моментов, но коснуться их мне не позволяют временные
рамки настоящего выступления.
Вместе с тем, в ходе дискуссий в общественных объединениях, участвующих
в работе СПБ, были обозначены и существенные недостатки новой редакции
Конституции. Они в основном выражаются в несовершенстве системы
формирования и режиме функционирования палат Парламента, в сохранении в
неизменном виде депутатской неприкосновенности, в фактическом
свертывании полномочий органов местного самоуправления.
Очень спорной нормой является проведение выборов членов Совета Представителей региональными советами по предложению глав городских и районных администраций.
По сути, эта норма означает назначаемый порядок формирования верхней
палаты парламента. По мнению ряда общественных объединений это не
согласуется с демократическими традициями Приднестровского государства,
сделает Совет Представителей менее легитимным в глазах избирателей, чем
Законодательный совет, а значит, создаст почву для политических
конфликтов в будущем.
Представляется, что весь состав Приднестровского парламента должен
напрямую избираться гражданами. Причем опыт других европейских
унитарных государств, имеющих двухпалатные парламенты, говорит нам о
том, что две палаты для того и вводятся, чтобы использовать
преимущества обеих существующих избирательных систем: мажоритарной и
пропорциональной. Как правило, верхняя палата, избираемая по
мажоритарной системе, уравновешивает нижнюю, которая формируется по
избирательным спискам политических партий. Если этот принцип не будет
соблюден, то двухпалатность Приднестровского парламента теряет всякий
смысл.
Ряд общественных объединений, представивших нам свои заключения по проекту новой Конституции, выражают несогласие с тем, что права законодательной инициативы лишаются объединения профессиональных союзов работников. Это противоречит принципам социального партнерства, а значит и социального государства.
Категорическое несогласие общественных объединений вызывает сохранение в неизменном виде депутатской неприкосновенности.
На наш взгляд, имеет смысл рассмотреть вопрос об ограничении
депутатского иммунитета, когда народный избранник не несет юридической
ответственности за свои действия только в качестве парламентария, т. е.
за внесение законопроектов, обращения с депутатскими запросами,
выступления с парламентской трибуны и т.д. Во всех остальных вопросах
он также должен быть ответственен перед законом, как и любой другой
гражданин.
Однако наиболее спорным разделом новой Конституции является глава о местном государственном управлении и местном самоуправлении.
Непонятно почему, но из этой главы изъяты важнейшие статьи,
содержащиеся в Российском Основном законе, а именно то, что местное
самоуправление самостоятельно управляют муниципальной собственностью,
формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные
налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также
решают иные вопросы местного значения. Знаковым является и то, что в
новой редакции Конституции ПМР не предусматривается возможность
наделения органов местного самоуправления государственными
полномочиями. Если к этому прибавить, что новая Конституция
предполагает перевести сельских глав в прямое подчинение исполнительным
органам государственной власти, то получается, что из сферы
ответственности местного самоуправления будут выведены все значимые
вопросы. Вместо того чтобы развивать демократические начала на местах,
предпринимается попытка поставить все процессы под контроль
чиновничества.
В качестве аргумента этого нововведения можно выделить то, что
самоуправление в приднестровских селах и поселках стоит слишком дорого
и на содержание сельских и поселковых советов просто не хватает денег;
что наши граждане еще не созрели для настоящего самоуправления. В ответ
на это хочется сказать следующее. В рамках действующей налоговой
системы, когда большая часть отчислений уходит в районный и
республиканский бюджет, у сельских властей просто нет стимулов, чтобы
активно заниматься пополнением местной казны. Развитие способности
граждан к самоуправлению - это длительный и кропотливый процесс, ему
необходимо учиться. Не может случиться так, что завтра приднестровские
селяне проснутся и окажутся готовы к самоуправлению. Если сегодня
отобрать все значимые полномочия у органов местного самоуправления, то
процесс развития этой важной общественной системы будет прерван.
Ну и для того, чтобы закрыть тему местного самоуправления хотел бы
выразить свое согласие с позицией, высказанной В.М. Рыляковым в его
недавнем интервью для газеты «Патриот». Есть вполне простой и
функциональный вопрос: если завтра в соответствии с новой Конституцией
в приднестровских селах будут повсеместно ликвидированы сельские
советы, то кто будет выполнять их нынешние функции. Кто будет решать
вопрос о выделении земель под застройку домов и ведение огородов, кто
будет заключать договоры с арендаторами сельских земель? Если районные
советы, то они будут просто завалены локальными проблемами, а если
назначаемые из района сельские главы, то увеличится пространство для
злоупотреблений.
В любом случае, чтобы принимать подобные решения необходимо «семь раз
отмерить». Именно это мы должны помочь сделать властям и обществу в
процессе широкого обсуждения проекта новой Конституции.
Дорогие друзья! Таким образом, проект новой Конституции республики, как
и всякий документ, имеет сильные и слабые стороны. Нам необходимо самым
внимательным образом проанализировать все из них и высказать
консолидированную точку зрения по всему документу. Для этого я
предлагаю дать поручение Руководящему комитету Блока провести серию
дискуссий по основным разделам законопроекта и вынести вопрос об
отношении к новой редакции на расширенное заседание Руководящего
комитета, в котором должны принять участие представители всех
организаций - участниц нашей коалиции.
Нам необходимо сделать все возможное, чтобы при развитии
конституционных основ республики, интересы гражданского общества были
учтены в полном объеме.
Спасибо за внимание.
|
Категория: Новости СПБ |
Просмотров: 637 |
Добавил: golos-patriotov
|
|
|
НАШ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
СМИРНОВ
ОЛЕГ ИГОРЕВИЧ
Анонс мероприятий
|
Пресс- служба ППП
+373 533 55036
|
Друзья сайта |
Наш сайт является участником Кольца Патриотических Ресурсов
Добавить сайт |
|