Конвенция Организаций Объединенных Наций против коррупции от 21 ноября
2003г. устанавливает, что предупреждение и искоренение коррупции
является обязанностью всех государств. Для обеспечения эффективности
своих усилий в данной области государством предписывается сотрудничать
как друг с другом, так и с институтами гражданского общества. Такое
внимание мирового сообщества к проблеме коррупции совсем не случайно.
Ведь согласно авторитетным макроэкономическим и политэкономическим
исследованиям, коррупция является крупнейшим препятствием к
экономическому росту и развитию, способным поставить под угрозу само
существование общественно-государственных институтов. При этом под
коррупцией чаще всего подразумевается использование должностным лицом
своих властных полномочий в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам, а также общественным интересам.
В Приднестровской Молдавской Республике уже давно назрела необходимость разработки и принятия закона
«О
противодействии коррупции», который бы предусматривал основные
принципы, организационные меры по противодействию и профилактике
коррупции, направления деятельности государственных органов по
повышению эффективности противодействия коррупции.
Но борьба с коррупцией заключается не только в принятии закона. На
государственном уровне должна быть разработана программа, включающая в
себя меры, направленные на борьбу с мздоимством. Принимать участие в
разработке и внедрении этой программы должны не только органы
государственной власти (Верховный совет, министерство юстиции,
министерство внутренних дел, Прокуратура), но и представители
общественных объединений и научного сообщества.
Перечислим некоторые меры, реализация которых будет способствовать противодействию коррупции.
Во-первых
, санкции предусмотренные Уголовным кодексом
Приднестровской Молдавской Республики за взяточничество и
злоупотребление служебным положением должны быть ужесточены. Так часть
1 статьи 286 Уголовного кодекса ПМР предусматривает, что за получение
должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег,
ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за
действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц
наказывается штрафом в размере от 2500 (двух тысяч пятисот) до 3500
(трех тысяч пятисот) расчетных уровней минимальной заработной платы,
либо лишением свободы на срок от 3 (трех) до 5 (пяти) лет с лишением
права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до 3 (трех) лет.
Следовательно, чиновнику можно получить взятку, заплатить штраф и через
3 года условного наказания вновь занять тепленькое местечко, и все
снова пойдет «по накатанной». Для того чтобы воспрепятствовать подобной
практике необходимо на законодательном уровне закрепить запрет на
применение условных сроков наказания или уплаты штрафов для осужденных
по коррупционным статьям, с обязательной конфискацией имущества
осужденного.
Кроме этого, система наказаний за любые коррупционные деяния должна
включать полный запрет на дальнейшую работу в государственных
организациях и потерю всех социальных льгот, которые предоставляет
государственная служба. Только так чиновник будет бояться предпринимать
какие-либо неправомерные действия. Ну а страх вполне возможно заставит
проснуться такие качества как честность и порядочность.
Во-вторых
, должностные лица законодательных,
исполнительных и судебных органов государственной власти в ПМР, как и в
России, должны предоставлять сведения о доходах, об имуществе и
обязательствах имущественного характера. Сведения эти должны быть
открыты, опубликованы в печати и быть общедоступными, чтобы любой
желающий имел возможность с ними ознакомиться.
В-третьих
, необходимо повысить ответственность
должностных лиц органов государственной власти и органов местного
самоуправления за непринятие мер по устранению причин коррупции, вплоть
до отстранения от должности. Руководитель любого органа государственной
власти должен нести персональную ответственность за случаи коррупции в
подведомственной ему организации, в случае необходимости проводить
проверки и устранять причины способствующие коррупции.
В-четвертых
, необходимо принять закон об
информационной открытости работы всех ветвей власти, т.к. некоторые
должностные лица при осуществлении своих полномочий забывают про норму,
прописанную в статье 29 Основного закона о том, что гражданам
республики гарантируется право на получение, хранение и распространение
полной, достоверной и своевременной информации о деятельности
государственных органов, общественных объединений, о политической,
экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды. Право
предоставлено, а вот воспользоваться им порой бывай очень трудно.
В век развития информационных технологий достаточно разместить в сети
Интернет информацию о деятельности любого органа государственной
власти. К примеру, в Польше на официальном сайте Сейма (Парламент
республики Польша) размещается полная информация о депутатской
деятельности народных избранников, а именно с какими законодательными
инициативами они выступают, как голосуют и т.д. Некоторые органы
государственной власти нашей республики размещают информацию на своих
официальных сайтах, но таких - единицы.
В-пятых
, целесообразно упростить порядок
взаимодействия органов государственной власти с гражданами посредством
внедрения принципа «одного окна» при оформлении и выдачи документов
физическим и юридическим лицам. Подобная система позволит без волокиты
и очередей получать различные документы юридического, социального,
коммерческого, имущественного и иного характера, что сразу же отсечет
возможность дачи либо получения взятки при оформлении каких-либо
документов.
В-шестых
, должно быть законодательно закреплено
взаимодействие органов государственной власти на основе принципа
субсидиарности, который подразумевает под собой распределение
полномочий между различными уровнями управления и передачи части
полномочий местным органам власти. Патриотическая партия Приднестровья
уже неоднократно выступала с предложениями о том, что органам местного
самоуправления необходимо предоставить широкий спектр полномочий, а
органы государственной власти должны разрешать только те вопросы,
решение которых не возможно на местном уровне. Подобная мера позволит
значительно снизить уровень коррумпированности чиновников, а людям не
придется ходить по различным кабинетам в столице для того, чтобы
получить какую-либо справку.
В-седьмых
, необходимо развивать систему общественного
контроля над деятельностью органов государственной власти, расширять
участие институтов гражданского общества в управлении государством. За
общественными объединениями необходимо закрепить право проведение
экспертизы как законопроектов, так и действующего законодательства,
осуществление мониторинга деятельности всех ветвей власти. Все эти
полномочия должны быть закреплены за Общественной палатой
Приднестровской Молдавской Республики, в состав которой войдут
представители ведущих общественных объединений республики, а также
наиболее авторитетные люди, имеющие особые заслуги перед государством и
обществом.
В-восьмых
, необходимо создать государственную систему
по подготовке и повышению квалификации государственных и муниципальных
служащих, по повышению профессионального уровня юридических кадров и
правовому просвещению населения. Довольно часто мы можем слышать о том,
что у нас слишком много юристов, но, тем не менее, наше общество не
становится от этого более юридически грамотным. Решить эту проблему
можно при применении студентами - юристами теоретических знаний на
практике, что позволит им повышать уровень своих знаний. В тоже время в
обществе должно формироваться уважительное отношение к закону на всех
уровнях.
В-девятых
, важно осуществлять информационную политику,
направленную на формирование непримиримого отношения у граждан к
проявлениям коррупции. Информационное освещение является важным
инструментов в борьбе с коррупцией. На сегодняшний день местные
средства массовой информации практически не уделяют внимания проблеме
мздоимства в нашей республике. В то время как в соседних государствах
постоянно проводятся круглые столы и дебаты с участием должностных лиц,
по телевидению транслируются журналистские расследования, да и
надоевшая всем реклама агитирует против коррупции.
В-десятых
, целесообразно обеспечить работу
независимого «телефона доверия», по которому любой желающий может
сообщить о факте коррупции, не боясь, что после звонка по такому
телефону для него наступят неприятные последствия. Сегодня при
различных государственных структурах существуют «телефоны доверия» и
«горячие линии», но из-за отсутствия доверия у граждан к тому, что эти
органы действительно могут помочь, и уверенности в том, что один
чиновник связан с другим, звонки на подобные линии малочисленны.
Воплощение в жизнь пунктов изложенных выше, конечно же, не искоренит
коррупцию полностью, но, тем не менее, будет способствовать
противодействию коррупционным проявлениям в нашем обществе, бороться с
которыми необходимо на всех уровнях.