1) Отголоски того внутриполитического кризиса, который был в
Приднестровье в апреле-мае, докатились до середины июня. Так называемая
«инициатива 17-ти» была отозвана две недели назад, но общественность до
сих пор требует от депутатов объяснений. До сих пор звучат призывы к
роспуску парламента.
Напомним, что 15 апреля Верховный Совет ПМР, несмотря на возражения
Президента Игоря Смирнова, принял в первом чтении поправки в
Конституцию, предусматривавшие упразднение в Приднестровье должности
Вице-Президента и наделение парламента рядом новых полномочий.
Расширялись, в частности, возможности контроля Верховного Совета над
исполнительной властью. Кроме этого, депутаты приобретали право в
случае непредвиденных обстоятельств назначать исполняющего обязанности
главы государства.
Был в «законопроекте 17-ти» и еще один пункт - о том, что Верховный
Совет двумя третями голосов может лишать мандата отдельных
парламентариев.
Все эти предполагаемые изменения в Конституцию вызвали большую
дискуссию. Вслед за Президентом против них выступили общественные
организации, отметившие, что поправки в Основной Закон принимаются без
учета мнения избирателей. Партия «Обновление», имеющая большинство в
приднестровском парламенте, столкнулась с серьезной критикой в свой
адрес. Сначала общественники потребовали отзыва «инициативы 17-ти», а
когда это не возымело действия, заговорили о недоверии Верховному
Совету и его роспуске.
После многочисленных протестов в конце мая конституционный законопроект
все-таки был отозван. Объяснено это было тем, что в стране
экономический кризис, и депутаты не хотят раскола общества. Однако
общественники оценили этот шаг иначе: если бы Верховный Совет
действительно не хотел раскола, то такая «инициатива 17-ти» вообще не
появилась бы.
2) Эксперты наверняка еще сделают свои выводы относительно того, какой
эффект имеет нынешнее противостояние между исполнительной властью и
Верховным Советом. Первое, что нужно отметить, - это противостояние
родилось не вдруг. В 2005 году уже была инициатива, тоже об изменении
Конституции и тоже 17-ти депутатов. Эта инициатива предполагала
превращение Приднестровья из президентской в парламентско-президентскую
республику. Тогда она также вызвала неоднозначные оценки в экспертных и
общественных кругах, и депутаты отложили ее в «долгий ящик».
За конституционным проектом 2005 года, как и сейчас, стояла партия
«Обновление». Правда, в то время она была еще не партией, а
общественным движением, не имела сегодняшних организационных структур,
совсем не воспринималась в России, не обладала нужным большинством в
Верховном Совете. Потому четыре года назад противостояние вокруг
«инициативы 17-ти» не было столь острым и не вызвало такого резонанса.
Но скрытая «холодная война» между органами власти шла. Наиболее
характерно она проявилась в процессе законотворчества. Государственный
советник Президента ПМР Анна Волкова приводит следующую статистику:
Верховным Советом отклоняется большинство предложений исполнительной
власти и преодолевается около 2/3 вето, наложенных на законы
Президентом.
Такое положение вещей в любой момент могло положить начало открытому
противостоянию, и вот 15 апреля, когда Кабинет министров в знак
протеста покинул зал заседаний парламента, это случилось. Парламентарии
решили, что у них достаточно сил для того, чтобы, наконец, ослабить
президентскую вертикаль. Однако очень быстро выяснилось, что все не так
просто. Это стало понятным еще в самом начале, когда отдельные депутаты
начали прилюдно отпускать в адрес общественников нелицеприятные
эпитеты.
В целом, если оценивать последствия кризиса для политической площадки
Приднестровья, то они, как это ни странно звучит, являются довольно
благоприятными. Благоприятными в том смысле, что период обострения
отношений между исполнительной властью и Верховным Советом многое
расставил на свои места. Многие вещи были названы своими именами.
Общественность, например, после 15 апреля в полный рост заговорила о
подкупе избирателей посредством раздачи пайков и о том, что парламент
в Приднестровье стал однопартийным. Было ясно сказано, что партия
«Обновление», которая имеет в Верховном Совете большинство, - это
партия олигархического толка, главные фигуры которой монополизировали
целые отрасли экономики. Было подчеркнуто, что «Обновление» не может
ассоциироваться с приднестровским народом и что ему не нужно в этом
плане вводить в заблуждение своих российских партнеров - «Единую
Россию». Спикеру парламента и лидеру «обновленцев» Евгению Шевчуку
припомнили попытки односторонних уступок на переговорах с молдавской
стороной в 2003 году. Все это говорилось и ранее, но эпизодически.
Дальше пошли интересные подробности. Благодаря протестам
общественности, высказанным на собрании депутатов Верховного Совета
первого созыва и на недавней общественной конференции в Дубоссарах,
народ услышал, что у председателя Верховного Совета есть загородная
дача, причем такая, что стоимость только одного забора, огораживающего
ее, равна многолетней зарплате приднестровского бюджетника. Не менее
любопытные вещи прозвучали и в отношении других депутатов от
«Обновления». Конечно, народ кулуарно обсуждал это и раньше. Но тут
бывшие кулуарные разговоры обрели силу озвученной прилюдно информации.
После этого, думается, парламентариям-«обновленцам» сложнее будет
говорить, что они «из народа и служат интересам народа».
Серьезным следствием нынешнего политического кризиса может стать
демонополизация приднестровской политики. После парламентских выборов
2005 года она действительно становилась все более однопартийной.
Монополизм в экономике оборачивался политическим монополизмом. Эта
тенденция в последнее время стала приобретать какой-то безысходный
характер - создавалось впечатление, что «Обновлению» и его либеральному
курсу альтернативы нет.
Однако события апреля-мая показали, что есть. В первую очередь это
Социал-патриотический блок (СПБ), созданный двумя приднестровскими
партиями, - Патриотической и Республиканской. Сохраняется и другая сила
- Координационный Совет общественных организаций и политических партий
Республики. В ходе кризиса он продемонстрировал свою дееспособность.
События апреля-мая могут положить начало существованию в Приднестровье
двух достаточно сильных политических группировок, которые будут
бороться за места в парламенте (ранее на эти места в реальности
претендовало только «Обновление»; на выборах 2005 года, например,
никакая другая сила сколько-нибудь серьезного сопротивления
«обновленцам» не оказала).
Альтернативным формированием может стать возможная коалиция
Социал-патриотического блока и ряда крупных общественных организаций
ПМР, члены которых принимали в свое время участие в защите Республики.
Такая коалиция, думается, в силах выдвинуть программу, основанную на
социальных приоритетах и учете мнения общества в государственном
строительстве.
Чтобы стать реальным противовесом «Обновлению», Социал-патриотический
блок и общественные объединения будут, скорее всего, решать две
основные задачи - привлекать в политику свежие силы и координировать
свои действия на местных и парламентских выборах будущего года,
выставлять единые кандидатуры.
Демонополизация в политике, считают эксперты, может оказать позитивное
влияние на процесс принятия решений во многих сферах, прежде всего в
экономике, где нужно уменьшить влияние крупного торгового капитала и
открыть дорогу малому бизнесу и сельскому хозяйству.
Говоря о предварительных итогах событий, происходивших в Приднестровье
в апреле-мае, нужно упомянуть еще о двух моментах, которые также носят
благоприятный характер. Борьба против «инициативы 17-ти» во многом
консолидировала общественное движение Приднестровья, во всяком случае,
подняла вопрос о его консолидации. До этого времени в некоторых
общественных организациях республики происходили процессы, которые
можно передать известным выражением - «кто в лес, кто по дрова». В
результате этого в одном из районов, например, могло быть два
региональных Союза защитников ПМР.
Время покажет, насколько прочной может быть консолидация общественных
объединений в рамках, например, того же Координационного Совета.
Второй момент, на котором хотелось бы остановиться, - политический
кризис и партии. Роль партий в политике после апреля-мая, конечно,
возросла. Одновременно стало понятным их отношение к происходящим
процессам, стало ясно, кто есть кто.
Сложилась следующая картина: Социал-патриотический блок сразу выступил
против «инициативы 17-ти». Среди партий он, как говорится, был ядром
сопротивления. СПБ в целом поддержали партия «Народная воля», которую
возглавляет депутат Верховного Совета ПМР Олег Гудымо, и
Коммунистическая партия Приднестровья-КПСС во главе с Владимиром
Гаврильченко. Альтернативные коммунисты (лидер - Олег Хоржан), а также
«Справедливая республика» во главе с депутатом Юрием Гервазюком и
Социал-демократическая партия Александра Радченко напротив,
высказались в пользу Верховного Совета. ЛДПР и партия «Прорыв», обычно
достаточно активные, на сей раз, по большому счету, предпочли
отмолчаться.
Любопытно, что два года назад то же Олег Хоржан не видел в
парламентариях народных заступников. «...Нынешний состав Верховного
Совета, - говорил он на митинге протеста в Тирасполе 2 июня 2007 года,
- абсолютно никак не реагирует на повышение цен, принимает законы
далеко не в интересах большинства населения и при том выступает от
имени всего народа Приднестровья...».
Если в целом оценивать ситуацию после апреля-мая, то можно сказать
следующее. «Обновление», которое вынуждено было отозвать «инициативу
17-ти», может потерять часть своего рейтинга.
Оппоненты партии парламентского большинства, в свою очередь, набирают
силу, но, чтобы их инициатива не стала временной, для них не станет
лишним начать серьезную подготовку к выборному циклу 2010 года уже
сейчас.
По материалам ИА "Ольвия-пресс"
|