В соответствии с классическими канонами Конституция - это юридический
документ, составляющий основу государственности. Под словом
Конституция, произошедшим от латинского - установление, понимают
основной закон государственного строя. В связи с этим Конституция имеет
большое общественное значение.
На сегодняшний день в республике сложилась ситуация, когда внесение
изменений в основной закон государства происходит без вовлечения в этот
процесс общественности, что на наш взгляд противоречит Основному закону
нашего государства, статья первая которого закрепляет, что носителем
суверенитета и единственным источником власти в Приднестровской
Молдавской Республике является народ. Высшим непосредственным
выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
На протяжении всего времени существования нашей молодой республики все
значимые события происходили с учетом мнения народа. Это и принятие
основного закона на Всенародном референдуме, референдум 2003 года о
введении частной собственности на землю, референдум 2006 года за
независимость республики и последующее свободное присоединение ее к
России, результаты которых показывают желание граждан активно
высказывать свое мнение в важных вопросах, как для республики, так и
для каждого гражданина в отдельности.
Далеко не все демократические государства могут похвастаться таким демократичным способом принятия решений.
Наша Конституция установила, что Приднестровская Молдавская Республика
является суверенным, независимым, демократическим, правовым
государством. Это означает, что наше государство обладает верховной
властью на территории Приднестровья, самостоятельно во внешней
политике, в республике обеспечивается соблюдение прав и свобод
человека, а воля народа имеет высшую ценность при принятии
государственных решений.
Как Вам известно, в Конституции сказано, что она имеет высшую
юридическую силу и прямое действие, органы государственной власти и
должностные лица обязаны строго соблюдать Конституцию.
Профессиональные правоведы считают первый раздел Конституции под
названием «Основы Конституционного строя» - Конституцией в Конституции.
Это обусловлено тем, что существует правило, в соответствии с которым
никакие другие положения Конституции не могут противоречить Основам
конституционного строя Приднестровской Молдавской Республики. И если
Конституцию можно считать нормативным стандартом, которому должны
соответствовать другие законодательные акты, то раздел I Основного
Закона можно представить нормой, по которой следует сверять все иные
положения Конституции. Следовательно, все законодательные акты
Приднестровской Молдавской Республики должны соответствовать Основам
конституционного строя государства.
Но это в теории, а на практике мы вынуждены признать, что даже нормы 1-го раздела Конституции не реализуются в полном объеме.
Так, Конституция регламентирует волеизъявление народа на основе свободных
выборов. Но как можно считать парламентские выборы свободными, когда
из-за несовершенства избирательного законодательства их неотъемлемым
атрибутом является подкуп избирателей. В ходе последних выборов в
Верховный Совет этот подкуп происходил особенно нагло, но за три года,
которые прошли с 2005 года уполномоченными властными структурами не
было предпринято ни одной попытки поставить заслон этой порочной
практике. И сегодня мы можем наблюдать результаты нашего с вами выбора,
сделанного в 2005 году.
Статья 6 Конституции определяет, что государственная власть в
Приднестровской Молдавской Республике осуществляется на основе
разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы
законодательной, исполнительной и судебной власти в пределах своих
полномочий самостоятельны. Однако в республике в случае принятия
поправок предлагаемой «группой 16-ти» может возникнуть ситуация, когда
законодательная власть будет контролировать исполнительную, что будет
исключать принцип независимости ветвей власти друг от друга.
А в случае, если Президент не может исполнять свои обязанности, то
назначать исполняющего обязанности главы исполнительной ветви власти
будет Верховный Совет. В данных поправках прослеживаются принципы
Парламентской республики, что противоречит части 1 статьи 55
Конституции, которая регламентирует, что Приднестровская Молдавская
Республика является президентской республикой.
Также сегодня мы с трудом можем говорить о самостоятельности судов
общей юрисдикции, так как их материально-техническое обеспечение
осуществляется Судебным департаментом Министерства юстиции, а
назначение судей на должности зависит от благосклонности чиновничьих
структур.
Статья 7 Конституции гарантирует гражданам местное самоуправление,
состоящее из Советов народных депутатов и общественных органов
территориального общественного самоуправления, которые непосредственно
или через избираемые ими органы самостоятельно решают социальные,
экономические, политические и культурные вопросы местного значения. Но
о каком самоуправлении можно говорить, если в соответствии с поправками
в Закон «О местном самоуправлении», которые были инициированы в 2008
году Верховным Советом предусматривалась подотчетность глав сельских
администраций районному совету народных депутатов, а также Парламенту.
Только благодаря вмешательству Главы государства и общественных
объединений удалось сохранить самостоятельность органов местного
самоуправления.
Однако в ущемлении прав граждан на местное самоуправление
исполнительная власть не очень отстала от законодательной. Так, в
соответствии с нашумевшим Указом № 742 функции по руководству сельскими
населенными пунктами переданы от избираемых населением глав
администраций назначаемым «сверху» представителям глав государственных
администраций районов. Да и как можно осуществлять местное
самоуправление в условиях, когда сельские муниципалитеты не имеют своих
собственных бюджетов, не вправе участвовать в управлении учреждениями
соцкультбыта, ограничены в решении вопросов землепользования?
В статье 8 Конституции сказано, что государство, его органы и
должностные лица осуществляют свою деятельность в условиях
демократического многообразия политических институтов и мнений. Однако
как быть с тем, что мнение общественных объединений по вопросам
развития нашей республики учитывается не в полной мере. Чиновники
упорно не желают идти на создание Общественной палаты Приднестровской
Молдавской Республики, политические партии привлекаются к выработке
управленческих решений крайне редко.
Таким образом, очевидно, что Конституция Приднестровской Молдавской
Республики вопреки самой себе не имеет прямого действия. Даже ее
основные принципы зачастую искажены законами, которые в значительной
мере противоречат Конституции. Но что мы хотим от законов, которые
разрабатываются и принимаются законодательным корпусом, который не
несет ответственности за качество законотворческой работы? Ведь при
существующей мажоритарной системе каждый депутат подотчетен не партии,
которая его выдвинула, а предоставлен сам себе. Что мы хотим получить
от Верховного Совета, если из-за несовершенной избирательной системы
при его формировании не учитывается волеизъявление более 50%
избирателей? Что мы можем ожидать от парламентариев, для которых
решение коммунальных проблем небольших избирательных округов гораздо
важнее, чем кропотливая законотворческая деятельность.
Для нас, очевидно, что добиться прямого действия конституционных норм
мы сможем лишь при улучшении качества законодательного процесса, а это
достижимо лишь при совершенствовании избирательной системы
Приднестровской Молдавской Республики. Под таким совершенствованием
Патриотическая партия понимает последовательный переход к смешанной, а
затем к пропорциональной избирательной модели. Еще одним средством
совершенствования этого процесса может являться привлечение
общественности к экспертизе законопроектов в рамках создания
действительно демократичной и дееспособной Общественной палаты ПМР.
На наш взгляд, внесение изменений в Основной закон государства должно
сопровождаться широкой дискуссией в обществе и этот процесс должен быть
максимально открытым и учитывать мнения представителей институтов
гражданского общества. В то же время общественные объединения должны
получить возможность не только оценивать предложения, инициированные
органами государственной власти, но и вносить собственные предложения.
Обсуждение инициированных поправок в Конституцию должно осуществляться
как на общегосударственном, так и на местном уровне. По итогам
обсуждения конституционных изменений должен обязательно состояться
всенародный референдум, в ходе которого каждый гражданин республики
получит возможность высказаться о необходимости внесения изменений в
конституционное законодательство ПМР.
Ситуация, сложившаяся в связи со стремлением парламентского большинства
внести существенные коррективы в Основной закон государства без учета
общественного мнения, обуславливает необходимость создания более
четкого и демократичного механизма внесения конституционных поправок в
дальнейшем. Целесообразно очень внимательно отнестись к опыту ряда
государств, которые законодательно зафиксировали, что все поправки в
Конституции должны приниматься только по итогам предварительной
конституционной экспертизы, осуществляемой Конституционным судом. Также
очень важно расширить практику использования конституционных
референдумов. Волеизъявление народа должно стать основным условием
принятия всех конституционных поправок, затрагивающих все важные
вопросы жизни государства и общества.
Светлана Белоус, помощник руководителя Исполнительного комитета