Текст выступления руководителя Исполнительного
комитета Патриотической партии Приднестровья Игоря Иваненко на встрече
руководства Верховного Совета ПМР с представителями ведущих
политических партий республики 23 марта 2009 г.
Прежде всего, благодарю Вас, уважаемый председатель Верховного Совета,
за инициативу проведения консультативной встречи с представителями
политических партий республики. Надеемся, что сегодняшняя дискуссия
положит начало конструктивному диалогу между высшими органами
государственной власти и гражданским обществом Приднестровья, создаст
прецедент всестороннего обсуждения социально значимых вопросов ведущими
политическими силами республики.
Перед тем, как приступить к изложению предложений Патриотической партии
относительно мер по минимизации воздействия мирового
финансово-производственного кризиса на экономику Приднестровья,
позволю себе высказать ряд принципиальных замечаний Патриотической
партии к комплексу мероприятий уже осуществляемых на государственном
уровне.
Мы считаем ошибочным то, что, несмотря на всю остроту кризисных явлений
в социально-экономической сфере в республике не создан единый
антикризисный центр, оперативно реагирующий на ситуацию, координирующий
деятельность основных участников антикризисных мероприятий. К
сожалению, о создании такого центра не идет речь и в законопроекте «О
государственных мерах по минимизации последствий экономической
нестабильности для ПМР и поддержке некоторых хозяйствующих субъектов
ПМР», разработанном законодателями и рассматриваемым в настоящее время
Верховным Советом.
В обосновании необходимости создания этого органа мы исходим из того,
что бюрократические проволочки в условиях кризиса - непозволительная
роскошь. Создание коллегиального координационного органа, включающего в
себя представителей исполнительных и законодательных органов власти,
Администрации Президента, ассоциаций работодателей и профсоюзов
позволило бы принимать решения более оперативно и согласованно, не
тратя время на долгие межведомственные согласования. Возможно, этот
антикризисный орган станет тем мозговым центром по выработке
социально-экономической стратегии, которого нам не хватало и в
относительно стабильные времена. Об актуальности нашей инициативы
свидетельствует опыт работы ряда регионов Российской Федерации, где
созданы антикризисные центры.
Еще один момент, на который мы просим обратить внимание законодателей -
необходимость очень взвешенного подхода к изменению порядка
осуществления контрольных функций государства в социально-экономической
сфере. Как известно парламентарии настаивают на необходимости
приостановления полномочий государственных органов по защите прав
потребителей, по осуществлению ветеринарного, фитосанитарного,
санитарно-эпидемиологического, противопожарного и иных видов контроля.
Логика этого шага понятна: снизить издержки предприятий при прохождении
всевозможных разрешительных процедур, переложив всю ответственность за
соблюдение законодательства на руководителей хозяйствующих субъектов.
Однако существуют очень серьезные опасения, что ослабление
государственного контроля при дефиците ответственности у многих
руководителей в сочетании с низкой правовой культурой у значительной
части граждан может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций,
сопоставимым по масштабам своих последствий с самим кризисом.
В связи с вышеизложенным, мы особо отмечаем опасным приостановку ряда
важнейших положений закона «О защите прав потребителей». Необходимо
сохранить действие статьи 3 этого закона, которая говорит о том, что в
ПМР запрещается производство и реализация продукции, на которую нет
государственных стандартов и нормативных документов, а на всю
импортируемую продукцию должен быть документ, подтверждающий ее
качество.
На наш взгляд опрометчиво приостанавливать и действие ряда статей
закона «Об охране и безопасности труда». Мы, как и профсоюзные
организации, считаем ошибочной отмену обязательства работодателей
периодически проводить аттестацию рабочих мест на соответствие нормам и
правилам по охране труда, обязанность администраций предприятий
приводить рабочие места в соответствии с этими нормами.
Антикризисные инициативы нашей партии касаются вопросов стимулирования
деятельности хозяйствующих субъектов, оптимизации бюджетных расходов,
целевой поддержки социально незащищенных граждан, а также обеспечения
социально-политической стабильности в республике.
В рамках стимулирования производства и торговой деятельности в условиях
мирового финансово-экономического кризиса мы считаем необходимым:
1. Решительно приступить к осуществлению мероприятий
по импортозамещению и стимулированию развития отечественных
производителей (по данным Торгово-промышленной палаты Приднестровья
отрицательное сальдо внешнеторгового баланса ПМР в 2008 году составило
более 700 млн. долларов, свыше 80% продуктов питания, потребляемых
приднестровцами, ввозится из-за границы). В связи с этим мы считаем
необходимым ввести заградительные пошлины на импорт товаров, которые
производятся в Приднестровье (кроме товаров первой необходимости, не
производимых в ПМР и товаров для производственных нужд). Мы считаем
преждевременной отмену 100% пошлины на импортируемую из Республики
Молдова продукцию (это решение целесообразно принимать только в
комплексе со снятием Республикой Молдова НДС на товары, импортируемые
из Приднестровья).
2. В целях обеспечения устойчивого функционирования
предприятий рассмотреть вопрос о продлении сроков реализации
инвестиционных обязательств по соответствующим кампаниям (в условиях
экономического кризиса сохранение объемов производства и рабочих мест
имеет приоритетное значение).
3. Для того чтобы сделать рентабельной работу
предприятий обувной и швейной промышленности, работающих в основном на
давальческом сырье, необходимо исключить из налогооблагаемой базы этих
хозяйствующих субъектов стоимость давальческого сырья (т.к. сегодня
отчисления в государственный бюджет составляют до 100% от прибылей этих
предприятий: ЗАО «Вестра» - 85,5%, ЗАО «Флоаре» - 76,5%).
4. Целесообразно сделать более открытым порядок
выделения бюджетных кредитов хозяйствующим субъектам, привлечь к
реализации этой программы не только крупные предприятия, но и малый
бизнес, хозяйствующие субъекты аграрного сектора. Для достижения этой
задачи информация об условиях выделения этих кредитов должна быть
представлена в СМИ, мотивы и объемы выделенных бюджетных кредитов
должны стать объектом гласности (в этом отношении также велика роль
антикризисного центра).
5. Необходимо пересмотреть вопрос о повышении налога
за землю (в начале 2009 года этот налог в связи с повышением РУ МЗП
возрос более чем на 25%), т.к. его уплата снижает и без того не высокую
рентабельность сельскохозяйственного производства.
6. Для поддержки финансово-кредитной системы, защиты
интересов вкладчиков и заемщиков предлагаем снизить нормы
резервирования средств коммерческих банков в Центральном банке, тем
более, что в ПМР этот показатель является одним из самых высоких и
составляет 7% (для сравнения: в России - 0,5%, в Украине - до 5%). С
учетом действия подзаконных нормативных актов реальный объем
зарезервированных средств коммерческих банков в ПРБ достигает 13%. Эта
те средства, которые можно было бы направить на кредитование реального
сектора экономики, создать механизм для отсрочек по кредитным
обязательствам физических лиц.
7. В целях обеспечения самозанятости сокращаемых
работников необходимо придать реальный импульс развитию малого
предпринимательства в Приднестровье:
А) Учитывая то, что вклад малых предприятий в ВВП
республики не велик и составляет лишь 13,7%, а рентабельными из общего
числа этих предприятий являются лишь 52%, а также то, что только 30%
малых предприятий занимаются производственной деятельностью, мы
предлагаем рассмотреть вопрос о налоговых каникулах (в части налога на
доходы организаций) для организацией малого бизнеса производственной
сферы до конца 2009 года. Сокращение налоговых поступлений от этих
структур не скажется кардинально на наполняемости консолидированного
государственного бюджета, создаст стимул для развития малого бизнеса,
воспрепятствует уходу «в тень» этих экономических субъектов, чью
деятельность налоговым органам по объективным причинам сложно отследить.
Б) Учитывая практически полное отсутствие
инфраструктуры для развития малого предпринимательства в ПМР, мы
предлагаем незамедлительно приступить к формированию центров поддержки
малого предпринимательства (бизнесинкубаторов) в регионах республики.
Начинающие предприниматели могли бы на первое время безвозмездно (на 1
- 2 года) получить в этих центрах недостающие знания, помещение под
офис, необходимую оргтехнику, услуги связи, помощь в ведении
бухгалтерии, правовом обеспечении и т.п. Зарубежный опыт показывает,
что расходы на содержание таких центров затем с лихвой оправдываются
налоговыми отчислениями окрепших предприятий. В республике достаточно
пустующих зданий социальной сферы, где могли бы разместиться подобные
учреждения. Отбор участников для этой программы может являться
эффективным инструментом поддержки перспективных бизнес-проектов со
стороны государства.
В) Важным механизмом поддержки малых предприятий может
являться упорядочение и установление государственными органами
предельного размера арендой платы за помещения, находящимися в
собственности государственных и муниципальных организаций.
Сокращение доходной части государственного бюджета определяет
необходимость уменьшения государственных расходов. В связи с этим мы
предлагаем:
1. Максимально критично отнестись к структуре и
штатной численности властных структур всех ветвей и уровней. Не так
давно Глава государства заявил о сокращении аппарата Администрации
Президента ПМР на 20% (причем не вакансий, а недостаточно эффективных
работников). Руководство Верховного Совета, к сожалению, воздержалось
от подобных решений. Это не совсем логично, т.к. расходы по оплате
труда работников законодательных органов государственной власти почти в
1,5 раза превышают расходы на содержание всех структурных подразделений
Администрации Президента ПМР.
Особо острый вопрос - непомерное увеличение чиновничьих структур на
муниципальном уровне. В соответствии с вновь утвержденными штатами
численность работников аппаратов представителей главы администрации в
селах Слободзейского района составила более 160 человек, что в 3 раза
больше, чем численность самой районной администрации. Численность
государственной администрации города Бендеры составляет почти 130
единиц (и это еще без учета муниципальных управлений образования,
культуры, ЖКХ и др.)
Мы предлагаем самым серьезным образом отнестись к сокращению
государственного аппарата, в том числе за счет делегирования большего
числа полномочий институтам гражданского общества, внедрения
современных информационных технологий.
Сегодня на рассмотрении Государственной комиссии по выработке
конституционной реформы относительно органов местного самоуправления
находится проект административной реформы, разработанный ППП.
Предлагаемый нами вариант реформы позволит существенно сократить
численность муниципального чиновничества.
2. Мировой опыт показывает, что добиться сокращения
чиновничьего аппарата можно за счет делегирования ряда социальных и
управленческих функций государства общественным объединениям. Для
европейцев немыслимо, чтобы в структуре муниципальных структур были бы
специализированные службы по уходу за престарелыми, по делам молодежи,
по проведению культурно-развлекательных мероприятий и ряд других
структур обычных для нас. С задачами этих органов вполне успешно
справляются общественные объединения, прошедшие государственную
аккредитацию и получающие государственные или муниципальные гранты на
реализацию конкретных проектов. В рамках этой модели оказания
социальных услуг экономятся средства на содержание чиновников,
государство более оперативно реагирует на социальные запросы граждан.
Для того, чтобы создать возможность по внедрению этой модели
взаимодействия государства и общественных структур наша партия
предлагала внести поправки в закон «Об общественных объединениях»,
которые, к сожалению, не нашли понимания у ответственных законодателей.
3. Для того, чтобы стимулировать участие общественных
объединений в решении социальных проблем (и тем самым оптимизировать
социальные расходы государства) необходимо в корне изменить отношение к
общественным структурам в контексте их налогообложения. К сожалению,
наше налоговое законодательство ни делает различий между общественными
объединениями и коммерческими структурами (хотя в соответствии с
законодательством доходы некоммерческих организаций не могут
перераспределяться между участниками, а должны идти на социальные
программы). Таким образом, государство искусственно сдерживает развитие
некоммерческого сектора оказания социальных услуг, который в развитых
странах составляет до 10 - 15% ВВП.
4. Важное средство оптимизации государственных
расходов - мораторий на реализацию ряда государственных целевых
программ, не являющихся жизненно необходимыми (развитие музейных
учреждений, развитие образования на украинском языке, профилактика
кариеса и т.п.). Безусловно, что эти программы очень важны, но если
говорить о полномасштабной экономии, то логично перенести некоторые
программные мероприятия на следующий год.
5. Пришло время вплотную подойти к оптимизации
структуры одной из самых затратных бюджетных сфер - народному
просвещению. К сожалению, эта отрасль продолжает развиваться как бы по
инерции еще с советских времен, проявляя неспособность к
самореформированию. Такие перспективные в плане экономии бюджетных
средств программы как создание социокультурных комплексов, интеграции
различных уровней профессионального образования, а также общего и
дополнительного образования, развитие спортивных федераций и творческих
ассоциаций так и не начали реализовываться. Необходимо экстренно
приступить к стратегии развития этой отрасли, чтобы колоссальные
средства тратились в соответствии с задачами перспективного развития
республики.
Мировой опыт показывает, что антикризисные меры не должны сводиться
лишь к поддержке предприятий, необходима адресная помощь и отдельным
гражданам (в первую очередь социально незащищенным). В рамках этого
направления мы предлагаем:
1. Усилить государственный контроль над
ценообразованием на социально значимые продукты (макаронные изделия,
крупы, консервная продукция для детского питания, растительное и
животное масло, школьно-письменные принадлежности и др). В связи с этим
остро стоит вопрос об активизации работы республиканского
антимонопольного органа.
2. Необходимо создать возможность выплаты обязательств
физических лиц по ранее полученным кредитам в рассрочку. Для того,
чтобы банки получили возможность не применять штрафные санкции к
заемщикам за просрочки по выплатам за кредиты, целесообразно решить
вопрос о снижении нормы обязательного резервирования их средств в
Центральном банке.
3. Существует необходимость создания в Приднестровье
сети социальных магазинов, реализующих по ценам близким к себестоимости
товары, произведенные на территории республики. Пользователями этих
магазинов могли бы стать социально не обеспеченные граждане
(пенсионеры, студенты, инвалиды и др.)
Социально-экономический кризис преодолевается гораздо успешнее в
условиях политической стабильности. Поэтому Патриотическая партия
предлагает всем активным участникам политических процессов сделать все
возможное, чтобы обеспечить динамичное, но в тоже время стабильное
политическое развитие республики.
В этих целях мы призываем ведущие политические силы сплотиться на
основе общих ценностей: независимость республики, эффективное
государство, социальная ответственность бизнеса, уважение к институтам
гражданского общества, приоритет компромиссных способов принятия
решений. Мы считаем контрпродуктивным использовать социальную
напряженность в целях повышения политической популярности.
В целях сохранения политической стабильности мы предлагаем объявить
мораторий на принятие законодательных актов, вызывающих острую критику
со стороны гражданского общества, что снизит вероятность усиления
протестных настроений.
Достижение согласованных принципов деятельности в условиях
экономического кризиса целесообразно официально оформить в специальном
соглашении (декларации), подписанном полномочными представителями
ветвей власти, ведущих политических сил, профсоюзных объединений,
ассоциаций работодателей, религиозных конфессий.
Достижение социального и политического согласия, объединение усилий
всех сил общества, нацеленных на созидание, многократно расширит
возможности Приднестровской Молдавской Республики по преодолению
последствий мирового финансово-экономического кризиса. В то же время,
мы должны понимать, что это преодоление открывает новую страницу в
жизни нашего общества. Кризис заставляет нас в экстренном режиме
браться за решение самых застарелых и острых проблем, до рассмотрения
которых раньше просто «не доходили руки». Кризис побуждает нас
отказаться от стереотипов, которые ранее казались бесспорными. Таким
образом, все мы должны понимать, что осуществляя антикризисную
программу, мы создаем новые общественные отношения, от эффективности
которых будет зависеть жизнь нескольких поколений приднестровцев.
Благодарю за внимание
|