2009
год в Приднестровье начался с новой общественно-политической дискуссии, на сей
раз о создании Общественной палаты по примеру России и российских регионов.
Инициатором дискуссии стала Патриотическая партия Приднестровья. В конце января
она представила свой проект общественной палаты. В соответствии с ним, палата
должна была состоять из 44 человек. 22 из них при этом бы назначались
Президентом ПМР, а еще 22 – делегировались общественными объединениями.
Специально оговаривалось, что государственные служащие не могут быть членами
Общественной палаты.
Проект Патриотической партии имел
такой резонанс, какого, может быть, не ожидали сами «патриоты». Буквально сразу
появилась законодательная инициатива депутата Верховного Совета Анатолия Дируна
об Общественной палате. Анатолий Дирун представляет фракцию «Обновление»,
имеющую большинство в приднестровском парламенте.
Для «Обновления» вопрос об
Общественной палате, похоже, стал одним из приоритетных. В февральском номере
газеты «Советы народа», которую издает Верховный Совет, появился большой
материал, посвященный инициативе Дируна. О ней позитивно отозвались главы
парламентских комитетов Андрей Сипченко и Вячеслав Тобух. Газета приводит также
мнение жителей республики, в один голос утверждающих – да, нам нужна
Общественная палата.
В марте, после Патриотической
партии и «Обновления», выступил Координационный Совет общественных организаций
и политических партий который напомнил, что институт, во многом идентичный
российской Общественной палате, в ПМР уже существует. Это
Общественный совет. Он был создан Указом Президента
республики еще в июне 2007 года.
В 2009 году в Указ были внесены
изменения, максимально приближающие Общественный совет к модели Общественной
палаты. Совет перестал быть «при Президенте». Принцип его формирования,
структура, статус, цели – практически идентичны российской палаты. Сходство
должно еще более усилиться, если в президентский указ будут внесены дополнения,
предложенные 5 марта Координационным Советом общественных организаций и
политических партий. Эти дополнения касаются порядка выдвижения членов
Общественного совета, а также некоторых других моментов.
2.
В России с идеей создания
Общественной палаты, как известно, выступил тогдашний ее президент Владимир
Путин. Это было в сентябре 2004 года, сразу после трагедии Беслана. Через
полгода был принят Закон об Общественной палате, 4 апреля 2005 года Путин его
подписал, и 1 июля того же года закон вступил в силу.
Отношение к Общественной палате в
России неоднозначное – кто-то считает ее авторитетным институтом, а кто-то
называет бутафорией. В любом случае, однако, Общественная палата РФ собрала без
преувеличения серьезных экспертов и выдающихся представителей искусства, науки,
культуры, спорта, общественности. Для того, чтобы понять это, достаточно
беглого взгляда на списочный состав палаты. Это ученые с мировым именем,
политологи, редакторы ведущих газет, чемпионы мира по шахматам и не только,
деятели церкви (такие, как митрополит Калужский и Боровский Климент), актеры
(такие, как Василий Лановой).
В структуру палаты входят 18
комитетов по различным направлениям деятельности и аппарат, руководитель
которого назначается председателем правительства РФ.
Обладая таким кадровым и
организационным потенциалом, Общественная палата РФ может реализовывать
содержательные проекты. Кроме общественной экспертизы наиболее важных
законодательных инициатив, палата ежегодно публикует развернутые доклады о
состоянии гражданского общества в России, проводит аналитические исследования,
изучает степень общественной активности, индекс взаимодействия общества и
власти, сопоставляет степень развития гражданского общества в России и других
странах.
Следует отметить, что вся эта
масштабная работа началась сразу после формирования Общественной палаты РФ.
Результаты первых исследований были опубликованы уже в 2006 году.
3.
Общественная палата ассоциируется
с российским масштабом, и об этом нужно помнить тем, кто сегодня спешно
предлагает перенести российский опыт в Приднестровье. Не случится ли так, что
будет перенесено только громкое название?
Думается, что принятие закона об
Общественной палате (к чему, видимо, будет стремиться Верховный Совет)
преждевременно. Приднестровье пока не обладает даже организационным потенциалом
для того, чтобы «сразу» сформировать Общественную палату.
Общественный Совет, созданный в
соответствии с Указом Президента, здесь мог бы стать первой ступенью. Перед ним
будет стоять три основные задачи: 1) качественная экспертиза законопроектов,
затрагивающих интересы граждан и общественных объединений; 2) общественный
контроль над деятельностью органов власти; 3) укрепление взаимодействия между властью и обществом. Помимо этого, у
Общественного Совета будет еще одна деликатная миссия – стать объединяющей,
легитимной структурой для всего общественного движения в ПМР.
Если все эти цели будут
достигнуты, то в обозримом будущем можно будет говорить о создании Общественной
палаты, которая функционировала бы в соответствии с законом.
Сегодня формирование такой палаты
– это еще и довольно дорогое удовольствие. На заседании Координационного совета
5 марта было упомянуто о том, что парламентарии предлагают выделить на
финансирование Общественной палаты 1 миллион рублей (около $100 тыс. по нынешнему
курсу). Начало работы Общественного Совета явно не потребует таких затрат.
Аппарат Совета на первых порах мог бы быть сформирован из сотрудников
администрации Президента ПМР.
Что касается состава гражданского
форума, то, помимо общественных лидеров, в него, безусловно, должны попасть
промышленники, малые предприниматели, ученые, журналисты, юристы, молодежь,
представители Русской православной церкви и этнокультурных общин.
Нельзя допустить ситуации, при
которой в республике возникнут два гражданских форума. Это возможно, если Верховный Совет при
действующем уже указе Президента об Общественном Совете примет закон об
Общественной палате и начнет формировать ее. В этом случае общественность
разделится на два лагеря, кто-то примкнет к Общественному Совету, кто-то к
Общественной Палате, а сама идея создания гражданского форума будет серьезно
дискредитирована.
Предотвратить это в какой-то мере
может скорейшее начало работы Общественного Совета.
4.
Вместо послесловия мы позволим
себе несколько отойти от темы и провести некоторую аналогию. Когда Владимир
Путин после Беслана предложил создать в России Общественную палату, он сделал
это в комплексе других мер. Одной из этих мер стала замена прямых выборов
губернаторов их назначением по представлению Президента.
Так случилось, что в
Приднестровье сегодня наряду с дискуссиями об Общественной палате продолжается
и спор о том, как должна выглядеть «вертикаль власти». В Приднестровье, которое
является «микроуровнем» по сравнению с Россией, ситуация однозначнее –
Президент давно назначает глав регионов (в данном случае – глав
госадминистраций районов и городов). Однако есть еще госадминистрации сел и
поселков, и эксперты по-разному видят их место в системе власти.
На своем заседании 5 марта
Координационный совет общественных объединений и политических партий ПМР
предложил внести изменения в Конституцию с тем, чтобы включить эти
администрации в единую систему органов исполнительной власти. Сегодня главы сел
и поселков избираются населением и являются депутатами районных советов по
должности. При такой ситуации не обеспечивается достаточная прямая связь
сельских администраций с районными центрами (от которых села и поселки во
многом зависят).
Координационный совет предлагает
скорректировать это положение и ввести назначение глав сельских и поселковых
администраций Президентом по представлению главы района. В пользу этой идеи
можно привести два аргумента. Во-первых, укрепится вертикаль «район – села и
поселки» (то, о чем мы говорили). Во вторых, будет одинаковый подход к
формированию власти на местах.
Наше агентство продолжит следить
за начавшимися в нынешнем году общественными процессами в Приднестровье.
Владимир Колесниченко
|