Главная Выход RSSUAMD

РегистрацияВход
//golos-patriotov.ucoz.ru/menq/1.jpg //golos-patriotov.ucoz.ru/menq/5.jpg //golos-patriotov.ucoz.ru/menq/2.jpg //golos-patriotov.ucoz.ru/menq/4.jpg  //golos-patriotov.ucoz.ru/menq/6.jpg //golos-patriotov.ucoz.ru/menq/7.jpg
Меню сайта
Фотохроника


Наш опрос
Удовлетворены ли Вы работой своего депутата избранного в местный совет?
Всего ответов: 32

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Главная » 2009 » Октябрь » 21 » Право законодательной инициативы как фактор общественного развития
17:27
Право законодательной инициативы как фактор общественного развития
В рамках обсуждения проекта новой редакции Конституции Приднестровской Молдавской Республики вновь активизировалась дискуссия о том, кто должен обладать правом законодательной инициативы: только высшие органы государственной власти, или есть необходимость наделить этим правом республиканские объединения профессиональных союзов, Уполномоченного по правам человека, Общественную палату, а может быть непосредственно граждан Приднестровской Молдавской Республики?
 

Но для начала необходимо разобраться в том, что же такое «право законодательной инициативы» и кому принадлежит это право в других европейских государствах.

Итак, право законодательной инициативы - это право внесения законопроектов или общих правовых принципов в законодательный орган, влекущее обязанность этого органа рассмотреть внесенное предложение и принять по нему решение. Круг органов и лиц, имеющих право законодательной инициативы, определяется обычно в Конституции либо в конституционных законах.

Наиболее часто в перечень субъектов законодательной инициативы входят органы государственной власти и местного самоуправления, внутрипарламентские органы, различные государственные учреждения. Однако во многих странах этот перечень также включает религиозные организации и иные общественные объединения, совещательные органы при парламентах, а также группы избирателей, выдвинувшие т.н. народную законодательную инициативу.

Институт «народной инициативы» довольно распространен в западноевропейских, государствах: Австрии, Испании, Италии, Швейцарии и ряде других. Он также встречается в ряде постсоветских республик (Белоруссии, Казахстане и Грузии).

Суть этого института заключается в представлении права законодательной инициативы непосредственно гражданам, для чего требуется сформулировать законопроект и собрать в его поддержку определенное число подписей (50 тысяч в Италии, 100 тысяч в Швейцарии, 200 тысяч в Австрии, 500 тысяч в Испании, не менее 1% избирателей  в Бразилии). Статья 99 Конституции Республики Беларусь закрепляет, что право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 000 человек и реализуется в Палате представителей. В 2003 году был принят закон «О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь».

Эта форма прямой демократии стоит между референдумом, решение которого имеет силу закона, и правом на обращения в органы власти с предложениями, обращениями, которые предполагают ответ, но не требуют обязательного рассмотрения органами государственной власти. Главным отличием права народной инициативы от обращения в адрес органов государственной власти состоит, в том, что она направляется в адрес представительных органов и подлежит в обязательном порядке не только рассмотрению, но и удовлетворению, если не содержит в себе неустранимых противоречий с действующим законодательством.

В России право «народной инициативы» пока не получило признания на общегосударственном уровне, но на региональном уровне этот механизм функционирует в 26 субъектах федерации. В то же время в субъектах РФ довольно распространено предоставление права законодательной инициативы общественным структурам, так в 24 регионах России этим правом обладают профессиональные союзы, в 6 регионах - иные общественные объединения.

По мнению многих современных обществоведов, реализация права законодательной инициативы гражданами и общественными объединениями,  является одним  факторов демократизации политической системы, обеспечения прямого воздействия граждан на государственную политику. Наличие данного права позволит населению защищать свои интересы путем реализации права на разработку и представление собственных законопроектов в законодательные органы и самостоятельно влиять на законотворческий процесс. Это особенно актуально в случаях, когда депутатский корпус перестанет отвечать ожиданиям граждан или по иным причинам оказывается неспособным реализовать волю избирателей.

Для нас очевидно, что подобный механизм прямой демократии очень актуален для современного Приднестровья. Из-за несовершенства избирательной системы республики депутатский корпус ПМР формируется лишь на основе политических предпочтений лишь 25% граждан. Это значит, что интересы остальных избирателей остаются попросту не представленными в Парламенте и местных советах. В целях исправления этой несправедливой ситуации в нашей республике назрела необходимость расширения круга субъектов обладающих правом законодательной инициативы. Безусловно, этим правом должны обладать республиканские объединениям профессиональных союзов (по трудовым и социально-экономическим вопросам), Общественная палата (по широкому спектру вопросов государственного и общественного развития), а также объединения избирателей (не менее 5 тысяч человек).

Возможно, у читателя возник вопрос о том, насколько реально в Основном законе государства отразить полный перечень общественных структур - субъектов законодательной инициативы. Так, например как можно наделять правом законодательной инициативы Общественную палату Приднестровской Молдавской Республики, которая пока не начала работать? Тем не менее, уже сегодня очевидно, что этот представительный орган общественных формирований сможет защищать интересы гражданского общества, обладая этим правом, гораздо эффективнее.

Раз и навсегда закрепить в Конституции исчерпывающий перечень общественных организаций и групп граждан, обладающих правом законодательной инициативы практически невозможно. Это определяется тем, что общественные институты непрерывно развиваются. В этом случае на помощь нам снова приходит опыт других государств. Очень интересна практика Итальянской республики, статья 71 Конституции которой устанавливает, что перечень органов и институтов, которые наделены правом законодательной инициативы, определяется соответствующим конституционным законом. Благодаря этой норме высшие органы государственной власти получают возможность эффективно влиять на процессы общественного развития, регулируя перечень субъектов законодательной инициативы. В то же время, Основной закон государства остается стабильным документом, авторитет которого от этого только усиливается.


Светлана Белоус, помощник руководителя Исполнительного комитета

Патриотической партии Приднестровья по правовым вопросам


Просмотров: 1302 | Добавил: golos-patriotov
НАШ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

СМИРНОВ
ОЛЕГ ИГОРЕВИЧ
Форма входа

Поиск
apdjpg.jpg
Анонс мероприятий
Пресс- служба ППП
+373 533 55036



   
Позиция Партии

О некоторых социокультурных и политических последствиях придания особого статуса Православному вероисповеданию в Конституции ПМР


Друзья сайта

Наш сайт является участником Кольца Патриотических Ресурсов


Добавить сайт















Информационная сеть Патриотической партии Приднестровья © 2024